Иванов Игорь Петрович
Сущность опыта: использование коммунарской методики в организации формирующей деятельности школьников, педагогов и друзей школы, гуманистической по характеру, творческой по исполнению, коллективной по форме, общественно и личностно полезной по ее направленности. Деятельность организуется по циклу: а) анализ объектов, где можно принести пользу себе и людям, б) коллективное целеполагание, в) поиск путей и друзей дела, г) коллективное проектирование дела, д) организация деятельности на пользу людям и себе, е) коллективная оценка результатов и извлечение уроков на будущее из коллективного дела, прогнозирование будущих дел.
Продуктивность методики проявляется в творческом преобразовании себя и окружающей жизни, формировании у школьников опыта социального преобразования жизни путем реализации знаний, сил, способностей сообща. Воспитание воспитателей в ситуациях сотрудничества со школьниками.
Трудоемкость: существенно ниже, чем в случаях, когда педагог берет на себя организацию формирующей деятельности, не вовлекая школьников в организацию дел на всех стадиях.
Доступность: возможность использования педагогами коммунарской методики доказана опытом.
Внедрение коммунарской методики может быть осуществлено посредством специальных семинаров с учителями и школьниками, теоретического осмысления существа дела, деловых игр и упражнений.
Элементы опыта
1. Комплекс идей И.П. Иванова.
2. Закономерности коммунарской методики.
3. Регрессивные типы воспитательных отношений.
4. Два вида общей заботы.
5. Совместная коллективная организаторская деятельность.
6. Задачи воспитателя в коллективной организаторской деятельности.
7. Формы коллективного планирования.
8. Разведка дел и друзей.
9. Формы коллективной организационной деятельности.
10.Формы коллективного обсуждения и оценки сделанного.
11. Характеристика коллективного творческого дела (КТД).
12. Стадии КТД.
13.Условия эффективности КТД.
14. Единый воспитательный коллектив.
15.Условия создания общественного коллектива.
16. Динамика воспитательного процесса.
Библиография. Наиболее известные работы
1. Воспитывать коллективистов. - Педагогический поиск. - М., 1987.
2. Формирование юных общественников и организаторов. - Л., 1969.
3. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»