logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

Слово heurisko по-гречески означает «отыскиваю», «на­хожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа, который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику са­мостоятельно приходить к постановке или решению про­блемы.

Современная наука по-разному трактует термин «эв­ристика»:

♦ догадки, основанные на общем опыте решения задач;

♦ логический прием или совокупность приемов по реше­нию задач, выполнению теоретических исследований, конструированию моделей;

♦ метод открытия нового (истины), в том числе метод проб и ошибок;

♦ метод (совокупность методов) обучения, например, дискуссии;

♦ деятельность, характеризующая процесс творческого, продуктивного мышления, вдохновленного исследова­ния;

♦ раздел психологии;

♦ научная область, изучающая специфику творческой деятельности;

♦ наука о творчестве.

Для традиционного российского педагога стало при­вычным опираться на руководящую роль науки: пользо­ваться разработанными учеными программами, учеб­никами, методическими материалами. В результате у многих педагогов недостаточно развита способность к педаго­гическому целеполаганию, планированию, анализу и оцен­ке своей профессиональной деятельности. Лишь в после­дние годы благодаря обилию и разнообразию публикуемых материалов педагогу выпала нелегкая, но такая интересная возможность выбора необходимого учебно-методического обеспечения педагогического процесса.

Творческий педагог организует свой профессиональ­ный рост через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное самораз­витие, в ходе которых он овладевает многим для себя но­вым, в том числе и эвристическими методами и рефлек­сией.

Результаты, достигнутые педагогом на этом пути, де­лятся на внешние и внутренние.

Внешние результаты деятельности - это составленные и реализованные педагогами авторские образовательные программы, методические тексты и разработки, органи­зованные учебные или воспитательные процессы, соб­ственные образовательные продукты в преподаваемом предмете, образовательные характеристики воспитанни­ков, данные результатов обучения и воспитания.

Внутренние результаты деятельности педагогов — развитие их профессиональных способностей, уточнение от­ношения к различным смыслам образования, самоопре­деление в концепции изучаемого предмета и всей школы; изменения в характере организации педагогического про­цесса, в эвристическом мастерстве.

Педагог эвристической ориентации обладает следую­щими качествами:

♦ осознает смысл и цели педагогической деятельности, связывает их с творческой самореализацией природ­ных возможностей детей; имеет собственную педагоги­ческую позицию, которую соотносит с позицией дру­гих педагогов и образовательного учреждения в целом; умеет формулировать и творчески решать собственно педагогические и функционально педагогические за­дачи;

♦ умеет составить целостную образовательную (воспита­тельную) программу, учитывающую реальных детей, требования государственных образовательных стандартов, новые государственно-общественные подходы к воспитанию, общешкольные установки, свои педагоги­ческие ориентиры; соотносит окружающую быстро из­меняющуюся реальность с собственной деятельностью, корректируя образовательный (воспитательный) про­цесс по мере необходимости;

♦ умеет видеть индивидуальные способности воспитан­ников и выстраивать педагогически целесообразное вза­имодействие с ними с учетом индивидуальных особен­ностей каждого; способен организовать рождение дет­ских творческих замыслов и помогать детям в их реали­зации и, в конечном счете, в творческом развитии их личности;

♦ владеет формами и методами эвристической деятель­ности: использует личный опыт и мотивы воспитанни­ков, помогает им поставить цель, обеспечивает их вы­бором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы реф­лексии и самооценки;

♦ способен изменять направление поиска в соответствии с изменяющейся, реальностью; умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения воспитанников, помогает их развитию; владеет различ­ными формами организации индивидуальной творче­ской работы и ее защиты;

♦ умеет подготовить качественную характеристику обра­зовательных изменений воспитанника, оценить мно­гообразную палитру развития его личностных качеств;

♦ способен к личностному творческому росту, рефлек­сивной деятельности, осознанию собственных изме­нений.

Для эвристической деятельности педагога характерны, как пишет А.В. Хуторской, следующие признаки:

1) осуществляется учителем на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способ­ностей, мотивов и целей;

2) приводит к созданию нового для учителя образова­тельного продукта, соответствующего типу осуще­ствляемой деятельности;

3) вызывает субъективные трудности и проблемы в де­ятельности учителя, обусловленные недостаточным вла­дением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуществления.

Таким образом, эвристическая составляющая педагоги­ческой культуры работника образования понимается как творческая природа его педагогической деятельности, выра­жающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого осмысления, переработки и орга­нического включения его в собственную практику.

Изучение практики отечественных педагогов-новаторов конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века показало, что в применяемых ими системах и технологиях явственно просматривается эвристический компонент, хотя и подхо­ды были весьма различными. Проанализировав их деятель­ность, А.В. Хуторской выделяет семь таких подходов:

1) ремесленный, когда учащиеся в своей деятельности опи­раются на знания и опыт учителя;

2) ускоренный, суть которого выражает скорее творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, чем на творческую само­реализацию детей;

3) углубленно-смысловой, когда склонные к интеллектуаль­ной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, учи­телей-тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно про­двигаются вглубь изучаемого предмета; к данной катего­рии учителей можно отнести и сторонников проблемно­го обучения, ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

4) методологический, суть которого состоит в переводе де­ятельности школьников с традиционной на так назы­ваемую, метапредметную;

5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что движение идет не «с предметом к детям», а «с деть­ми к предмету» (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин);

6) коммуникационный, к которому относятся оргдеятельностные, коммунарские и пр., когда через внешнюю мо­тивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И.П. Иванов, С.Н. Лысенкова);

7) философский, где творчество детей имеет ярко выра­женную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются и оце­ниваются с позиции личностного самосозидания уче­ника.

Подводя итог рассмотрению эвристической составля­ющей педагогической культуры учителя, воспитателя, со­циального педагога, еще раз подчеркнем, что только тот педагог, в чьей деятельности происходит динамичное из­менение соотношения между воспроизводящими и твор­ческими элементами в пользу последних, в состоянии эф­фективно воспитывать творческую, самостоятельную и от­ветственную личность.