Содержание тем семинарских занятий
Занятие 1. Педагогическая деятельность и ее специфика
Цель: проверить уровень усвоения учебной информации по теме и результаты самостоятельной работы студентов с информацией об опыте педагогической деятельности педагогов прошлого и современности.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Педагогическая деятельность: формы, характеристика, содержание.
2. Основные виды педагогической деятельности.
3. Мотивация педагогической деятельности.
4. Профессионально обусловленные требования к специалисту как субъекту педагогической деятельности.
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы студентов по анализу учебной информации об опыте педагогической деятельности учителей прошлого и современности.
Занятие 2. Личность педагога и его профессионально значимые качества
Цель: проверить степень сформированности у студентов представлений о базовых понятиях данной темы, сформировать потребность в развитии профессионально значимых качеств их личности.
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание понятия «профессионально значимые качества личности учителя».
2. Охарактеризуйте подходы различных ученых к классификации профессионально значимых качеств личности педагога.
3. Обсуждение результатов самодиагностики профессионально значимых качеств личности студентов.
4. Обсуждение вариантов профессионально-педагогических позиций будущих педагогов.
Занятие 3. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога
Цель: сформировать у студентов научно обоснованные представления о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.
Вопросы для обсуждения
1. Необходимость культурологической составляющей в подготовке педагога.
2. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.
3. Компоненты педагогической культуры.
Занятие 4. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Цель: сформировать потребность и первичные умения непрерывного профессионально-педагогического саморазвития студентов.
Вопросы для обсуждения
1. Мотивы выбора педагогической профессии.
2. Система непрерывного педагогического образования.
3. Содержание высшего педагогического образования.
4. Профессиональная компетентность педагога.
5. Профессиональное самовоспитание.
6. Этапы профессионально-личностного становления и развития педагога.
Занятие 5. Защита студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
Цель: способствовать формированию у студентов мотивации на непрерывное профессиональное самосовершенствование.
Вопросы для обсуждения
1. Регламент защиты авторской программы.
2. Выделение и инструктаж оппонентов.
3. Процедура защиты. Оценка с мотивировкой.
4. Подведение итогов изучения курса «Введение в педагогическую деятельность».
5. Инструкции по использованию авторских программ профессионального становления в период обучения в вузе и развития в дальнейшей профессиональной деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1996.
3. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. — М.,1994.
4. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М., 1990.
5. Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. — М., 1985.
6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. -Ростов-н/Д, 1997.
8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
9. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
10. Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1991.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.
12. Маркова А.К. Психология труда учителя. Кн. для учителя. — М., 1993.
13. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 2002.
14. Педагогический поиск. Сост. И.И.Баженова. - М., 1990.
15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. - М., 1999.
16. Профессиональная культура учителя. Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
17. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. — М., 2000.
18. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
19. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. - М., 1995.
20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М, 1998.
21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.А.Сластенина. В 2 ч. - М., 2002.
22. Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А.Мижериков. Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2004.
25. Сухомлинский В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
26. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. — М., 1997.
27. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. - М., 1998.
Контрольные вопросы к зачету
1. Охарактеризуйте содержание педагогической профессии в различные исторические периоды.
2. Какие изменения происходят в подготовке педагогических кадров в настоящий период?
3. В чем специфика труда сельского педагога?
4. Охарактеризуйте особенности вузовского этапа профессионального становления педагога.
5. Каковы структура, методы, формы вузовской учебно-познавательной деятельности?
6. Каковы задачи и содержание профессионального самовоспитания?
7. Охарактеризуйте средства и методы профессионального самовоспитания.
8. Охарактеризуйте типы, виды и назначение индивидуальных профессионально-образовательных программ.
9. Охарактеризуйте содержание модернизации российского педагогического образования.
10. Раскройте содержание понятий «гуманистическая природа педагогической деятельности» и «гуманистическая направленность личности педагога».
11. Прокомментируйте основные права и обязанности участников образовательного процесса.
14. Каковы профессионально значимые качества личности педагога?
15. Каковы цели и сущность педагогической деятельности педагога?
16. Какова структура педагогической деятельности?
17. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.
18. Каково содержание теоретической и практической готовности к практической педагогической деятельности?
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»