logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам

Начиная этот первый и важнейший разговор с вами, мы хотели бы привести выдержки из речи, произнесен­ной известным педагогом В.А. Караковским в Кремле на Всероссийском совещании работников образования, со­стоявшемся в декабре 1999 г.:

«Мир образования характеризуется сегодня необычай­ной противоречивостью суждений, поисков, ситуаций в условиях начала коренных перемен, долгожданной свобо­ды выбора, прорыва в гуманистическую школу будущего. С одной стороны, налицо бережное развитие лучшего опы­та русской, советской и мировой педагогики, серьезный, грамотный эксперимент, с другой — оголтелое лженова­торство, суетливый авангардизм педагогических дилетан­тов и пенкоснимателей. С одной стороны, искренняя и сильная любовь к ребенку, осторожная осмотрительность и ответственность учителей в отношениях с ним, с другой — спекуляция на идеях абсолютной свободы, проповедь са­мотека в развитии личности, отрицание права педагога на активную профессиональную позицию. И в центре всей этой немыслимой круговерти — трагический и прекрас­ный образ Учителя. Почему трагический? Потому что все человеческие неудачи — это его неудачи. Все трагедии, происходящие в мире людей, - это его трагедии. Сея Ра­зумное, Доброе, Вечное, он вступает сегодня в жесткое про­тивоборство с окружающей реальностью. Испытывая чув­ство непонимания среди своих современников, он неред­ко подвергается насмешкам и уничижению прагматиков и скептиков, которые вообще воспринимают его как бла­женного, почти юродивого. В то же время он прекрасен, потому что все лучшие деяния на земле вдохновлены и подготовлены им. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя — мать всех про­фессий на земле. Он прекрасен, потому что погружен в волшебный мир детства, который постоянно и мощно подпитывает его духовные и физические силы. Вечный двигатель школы оберегает его от отчаяния, от деграда­ции личности. Не случайно сегодня в школу идет тот, кто хочет сохранить и развить в себе человека.

Все люди на земле делятся на учеников и учителей, каждый при этом бывает и тем и другим. Сегодня профес­сия учителя — одна из самых массовых. Давно замечено, что массовые профессии редко бывают престижными. Вот и профессия учителя кажется на первый взгляд обычной, даже банальной. На самом же деле она уникальна. Дока­зательством тому служит наша память, которая на всю жизнь сохраняет любимые образы учителей.

Но разговор об учителе был бы неполон и нечестен, если бы я ограничился только праздничной стороной. Важ­но сказать и о другом. Учительский хлеб был всегда тру­ден и горек. Еще в стародавние времена учитель зараба­тывал мало и жил бедно. В деревне — на положении пасту­ха, которому всем миром собирали харч. В господских се­мьях — на положении слуги, которого и за стол-то с господами не сажали. Лучшие духовные силы общества шли в науку, политику, искусство, литературу. Остальные питали учительскую среду. Но несмотря на это Россия всегда славилась своими учителями, которые нередко вы­полняли и роль народных заступников. Не случайно в общественное сознание накрепко вошел образ "народно­го образования».

Сегодня самое время поклониться учителям России, укрепить их веру в конечное торжество нашего дела, вер­ность ученикам своим, пожелать Добра и Света, Справед­ливости и Признания».

Лучше, чем сказал В.А.Караковский, пожалуй, не ска­жешь. Мы хотели бы только немного дополнить его слова некоторыми напутствиями, которые представляются нам весьма значимыми и актуальными. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать (вспомните мудрые слова Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил...»). Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную под­готовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспита­телем, студент педагогического учебного заведения дол­жен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполне­ние профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств.

Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для предстоящей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сфор­мировать в ходе профессиональной подготовки, а какие — самостоятельно, в 'процессе реальной педагогической .де­ятельности.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой ус­пешной деятельности педагога является понимание учени­ка как такой же самоценной, равнозначимой личности, как собственное «Я». Ученик, воспитанник должен быть по­нят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок.

В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем со­трудничества участников образовательного процесса, вы­ступает в качестве партнера в деятельности по достиже­нию общих целей образования, воспитания и развития.

Все это ставит перед студентом постоянную задачу не­прерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения пси­холого-педагогических знаний и эффективного примене­ния их в ходе педагогической практики. Какими запове­дями психолого-педагогической деятельности мог бы ру­ководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного»? В качестве одного из вариантов педа­гогического аналога клятвы Гиппократа можно предло­жить следующее:

♦ уважайте в ученике Человека, Личность; относитесь к другим так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам;

♦ постоянно саморазвивайтесь и самосовершенствуй­тесь, ибо известно, что тот, кто не учится сам, не мо­жет развивать вкус к учению у других;

♦ сообщайте ученикам знания так, чтобы они хотели и могли их освоить, были готовы использовать их в любой ситуации;

♦ цель обучения ребенка состоит не столько в том, что­бы сообщить ему определенный объем знаний, сформировать умения и навыки, а в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше самостоятельно без помощи учителя.

В добрый путь, дорогие будущие коллеги! Желаем вам удачи в трудном, но таком интересном деле, каким яв­ляется воспитание Будущего!