1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
Основные мировые тенденции возникновения и развития педагогической профессии характерны и для отечественной педагогической истории и современности. Однако, естественно, имеются и специфические черты.
К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших предков, а тем более о методах обучения детей. Но современные науки — археология, история, языкознание, лингвистика, этимология — располагают достаточным материалом для того, чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения младшему.
В те времена, как и в последующие исторические эпохи, общие цели, задачи обучения и воспитания подрастающих поколений определялись общественно-экономическими факторами, мировоззренческими идеями, анимистическим (анимизм - от лат. anema — дух, душа - вера в существование души и духов) восприятием явлений окружающей природной среды. Задолго до того, как на территории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты государственности, народом уже был накоплен опыт воспитания. Этот опыт находил отражение в устном народном творчестве, во всех неисчерпаемо разнообразных жанрах фольклора.
В традициях русского народа мать признавалась первой естественной воспитательницей ребенка, от нее дитя воспринимало обычаи, традиции рода. Бесконечно разнообразные пестушки, потешки, запреты (запуки) служили для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, о предметах обихода, о животных, птицах и др. От матери ребенок получал знание языка, представления о явлениях природы. Загадки служили средством умственного развития. Поговорки, пословицы, хороводы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к трудовой деятельности и жизни, отвечающей принятым в общине и племени нравственным, законам. С незапамятных времен формировались способы и средства устного предания, чрезвычайно эффективные для сохранения накапливаемого опыта и передачи его новым поколениям. Тогда же складывались традиции народной педагогики, которые во все последующие века служили корректным противовесом педагогике церковной, государственной, а в новейшее время — партийной и экстремистской и являются ценностной основой формирования личности и деятельности профессиональных педагогов современной России.
Вводившееся при князе Владимире христианство (988) должно было укреплять связи между отдельными частями Киевского государства, а школа — служить средством христианизации народа. Есть основания предполагать, что известная по летописям школа для «нарочитой чади», т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Целью педагогической деятельности работников этой школы было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих. Большую просветительскую, а значит, и педагогическую работу проводили грамотные люди, называемые в народе «баснотворцами», «беседованниками», «писательниками», «наставниками».
Колыбель трех братских народов — русского, украинского и белорусского - Киевская Русь представлена таким уникальным памятником педагогики, как «Поучение детям» Владимира Мономаха. Для понимания содержательной и ценностной составляющей педагогической профессиональной деятельности представляется важным знакомство будущих педагогов с этим произведением. В этом историко-педагогическом документе отражены педагогические идеалы Древней Руси, представляющие результат слияния двух начал: традиций древних славян, с одной стороны, и христианства, ставшего государственной религией, - с другой. Эти идеалы послужили основанием практической педагогической деятельности в России на многие века.
О достижениях и характере условно профессиональной педагогической деятельности на Руси XI—XIII вв. свидетельствует широкое распространение грамотности в этот период.
Татаро-монгольское нашествие нанесло огромный ущерб русскому просвещению. Но уже в XIV в. и особенно в первой половине XV в. оно делает новые впечатляющие успехи. Во второй половине XV — начале XVI в. грамотность вновь стала довольно распространенным явлением среди русских людей. Общественные потребности диктовали необходимость создания устойчивых форм просвещения. В 1551 г. Стоглавый собор признает необходимым открывать училища при всех приходских церквях, в домах священников и дьяконов, что отражает возрастание общественного интереса к педагогической деятельности.
XVI в. был отмечен таким выдающимся событием в области просвещения, как появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон одной из московских церквей Иван Федоров издает свою первую печатную книгу «Апостол», а ровно через десять лет — печатный букварь «для пользы русского народа».
Интересным педагогическим документом XVII в. явилась «Привилея» Эллино-греческой академии (позднее — Славяно-греко-латинская), составленная Симеоном Полоцким. Здесь впервые появляются термины «учитель», «домовый учитель», «чин учения».
С начала XVIII в. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди потока его указов было немало таких, которые относились к просвещению.
В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX вв. в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров). Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. В конце XVIII в. с возникновением и развитием педагогического образования в России определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется его правовое положение в зависимости от образования.
В 1779 г. при Московском университете была открыта учительская семинария — педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 г. в Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 г. она преобразована в педагогический институт. В начале XIX в. России создаются первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ.
В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом учреждений, готовивших учителей для начальной школы, были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 г. в России была 171 учительская семинария, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподавались педагогика, методики первоначального обучения русскому языку и арифметике.
Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. Для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также двуклассные учительские школы, подведомственные Синоду. Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов.
Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60—70-х гг. XIX в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. После Октября 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. Так, педагогические семинарии были преобразованы в трехлетние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования, готовившие учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы.
Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м гг. В этот же период стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование (заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах). С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность: информатика, иностранный язык и др.
В 90-е гг. XX в. с демократизацией общественной жизни России, в частности гуманизацией и демократизацией системы образования, значительные перемены произошли и в подготовке учителей: часть педагогических институтов была преобразована в педагогические университеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений. Все это сопровождается качественными сдвигами в подготовке педагогических кадров.
В настоящее время в России подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности. Переход к рыночной экономике вызвал необходимость существенно модернизировать содержание педагогического образования. Возникла потребность в расширении состава специальностей. В последние годы в ряде педагогических университетов и институтов развернута подготовка экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов для нужд сферы образования. С этой целью открываются специальные факультеты: юридические, экономические, психолого-дефектологические. Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальной педагогики, андрагогики, безопасности жизнедеятельности и т.д.
В завершение темы представим в виде таблицы (табл.1.) динамику становления и развития профессии педагога.
Интересами, целями и ценностями правящего класса, для стран капитализма — это интересы, цели и ценности - буржуазного общества, для стран социалистической ориентации — это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий.
Таблица 1 Этапы становления и развития педагогической профессии
Этапы | Условная хронология | Субъекты педагоги- ческой деятельности | Содержание и направления педагогической деятельности |
1. Допро- фессио- нальный | Эпоха первобытности
Возникновение религии Разделение труда | Все члены рода. племени
Знахари, шаманы, за- клинатели Опытные, лучшие в своем деле члены рода | Обучение и воспитание осуще- ствлялось в виде коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью вы- живания. С возникновением ре- лигиозных верований начинает осуществляться воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Разделение труда по- рождает необходимость пере- дачи знаний, опыта в отдельных областях трудовой деятельности, что осуществляется непосредственно в процессе этой деятельности |
II. Условно-профессио-нальный | Эпоха рабовладения
Средневековье
| Сословно-кастовая группа людей, владеющих письмом и умеющих обучать письму (ученые-жрецы Месопотамии, Древнего Египта, Вавилона, Сирии, Китая); - вольнонаемные граждане (педономы, пе-дотрибы, дидаскалы в Древней Греции); - государственные чиновники-учителя в Древнем Риме
Священники, монахи; - в городских школах и университетах - люди, имеющие специальное непедагогическое образование; - в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями властителя и родителя; - мастера грамоты | Обучение становится самостоя- тельным видом деятельности, однако педагогическая деятельность осуществляется «по совместительству» с другими видами общественно полезной деятельности. Цель педагогической деятельности - формирование человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках определенного класса, сословия
|
III. Соб- ственно- профес- сиональный
| Эпоха индустриального общества
| Специалисты, имеющие профессионально-педагогическую подготовку и специализирующиеся в различных направлениях профессионально-педагогической деятельности. Педагоги, учителя, воспитатели, имеющие различный уровень профессионального педагогического образования и осуществляющие профессионально-педагогическую деятельность в различных типах образовательных учреждений
| Педагогическая профессия становится массовой, цели и содержание профессионально-педагогической деятельности обусловлены интересами, целями и ценностями правящего класса, для стран капитализма -это интересы, цели и ценности буржуазного общества, для стран социалистической ориентации -это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий. Они варьируются в зависимости от особенностей национальной культуры, темпов общественного развития. В современный период при всем многообразии политических режимов и национальных культур содержание профессии педагога можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в собственном выборе и овладении профессией
|
| Эпоха постиндустриального общества
| Педагоги, учителя, воспитатели, имеющие различный уровень профессионально-педагогического образования и осуществляющие профессионально-педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях
| В современный период при всем многообразии политических режимов, национальных культур содержание профессии педагога можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией
|
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»