1.2.4. Типология современных педагогических профессий
В рамках педагогической профессии наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации, связанная с развитием все более совершенных и эффективных обособленных видов педагогической деятельности, востребованных личностью и обществом. Это приводит к появлению новых педагогических специальностей. Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений, и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая квалификация, в свою очередь, — это уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач (см. Приложение 2). В рамках педагогической специальности выделяют, кроме того, педагогические специализации, которые связаны с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».
Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъект-субъектные («человек - человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия, (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальности — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возрасты, юность, зрелость, старость).
Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
Разнообразие педагогических специальностей и должностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных педагогических профессий. Рассмотрим эту типологию.
1. Дошкольные образовательные учреждения
Педагогическая специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» (код: 031100), квалификация — организатор-методист дошкольного образования.
В России функционирует около 54 тыс. дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в которых воспитывается более 4 млн. детей. В настоящий период сохраняется актуальность приобретения таких профессий, как: организатор-методист дошкольного образования, педагог-де-фектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Эта актуальность обусловлена важностью обеспечения педагогической поддержки развития ребенка на раннем этапе его жизненного пути. Отрадно, что это понимается и на уровне общественного сознания, и на государственном уровне. Минобразованием России (ныне Министерство образования и науки Российской Федерации) проведена структурная перестройка сети ДОУ. Контингент педагогов составляет около 292 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. учителей-дефектологов, примерно столько же учителей-логопедов и педагогов-психологов.
2. Учреждения общего среднего образования
Учитель общеобразовательного учреждения. В России насчитывается около 70 тыс. общеобразовательных учреждений, в которых обучается более 20 млн. учащихся. В общеобразовательных школах работает около 1,77 млн. учителей. Как свидетельствует статистика, учительская профессия, несмотря на некоторое сокращение педагогического контингента, остается самой массовой среди педагогических профессий. Она насчитывает 21 специальность (см. Приложение 3).
3. Учреждения дополнительного образования детей
Педагог дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования детей Министерства образования и науки Российской Федерации включает в себя около 9 тыс. учреждений муниципального и регионального уровня десяти разновидностей (центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь).
4. Учреждения начального и среднего профессионального образования
Мастер производственного обучения, преподаватели дисциплин учреждений начального профессионального образования.
В системе начального профессионального образования функционирует около 4 тыс. учреждений, в которых обучается 1,65 млн. человек, а преподавательский контингент составляет более 153 тыс. человек.
За последние годы сформировалась сеть учреждений нового типа — профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий, разработаны государственные образовательные стандарты, базисные учебные планы.
В настоящее время среднее профессиональное образование имеют 22% населения России, а в экономике и социальной сфере страны работает 21,6 млн. таких специалистов, что составляет 34% от общей численности занятых.
Система среднего профессионального образования вклкь чает в себя более 2,7 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обучается 2,5 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11% выпускников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. Преподавательский корпус составляет более 134 тыс. человек.
5. Учреждения высшего профессионального образования
Преподаватели учреждений высшего профессионального образования.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует более 1 тыс. гражданских высших учебных заведений, в том числе: 654 государственных высших учебных заведения федерального ведения, 35 государственных высших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударственных вузов. Общее число студентов - около 5,2 млн. человек, профессорско-преподавательский состав — 653 тыс. человек. 6. Учреждения специального (коррекционного) образования Учителя учреждений специального (коррекционного) образования: учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учи-тель-олигофренопедагог, учитель-логопед.
Среди обучающихся в системе специального образования 56,2 тыс. детей-инвалидов и 40,5 тыс. детей-сирот. В последние годы в целях расширения доступности образования для детей с ограниченными возможностями в системе специального (коррекционного) образования произошли позитивные изменения: в практической сфере системы общего образования заметно увеличилось количество разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями; реализуется программа создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи; открываются образовательные учреждения нового вида для детей с ранним аутизмом; увеличивается количество специальных образовательных учреждений для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
7. Другие педагоги — специалисты образовательных учреждений
К данной категории относятся представители педагогической профессии, которые осуществляют педагогическую деятельность в соответствии со спецификой своей специальности и квалификации в различных образовательных учреждениях. Это социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, старший вожатый и др.
Специфика их профессионально-педагогических обязанностей, требуемый уровень знаний и квалификации отражены в тарифно-квалификационных характеристиках.
В целях упрощения работы с данным пособием в дальнейшем мы будем использовать обобщенное понятие «педагог» для обозначения всех перечисленных выше педагогических специальностей и должностей.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»