1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
Общество, доверив педагогам важнейшее дело обучения и воспитания детей, наделило их широким спектром прав и обязанностей, что влечет за собой ответственность за их соблюдение. Требования к профессии предполагают наличие у педагога ответственности как одного из важнейших профессионально значимых качеств.
Ответственность как свойство личности характеризуется высокоразвитым умением принимать обоснованные решения, наличием чувства долга, умением предвидеть последствия своих действий и готовностью отвечать за них. Осознание личной ответственности за процесс и результат собственной профессиональной деятельности необходимо будущему педагогу уже на первых этапах профессионального становления. Оно создает предпосылки для профессионального саморазвития, для добросовестного и активного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Одним из важнейших признаков зрелости педагога в организации взаимоотношений участников образовательного процесса выступает умение обеспечивать функционирование правового пространства детства.
В трудах З.К.Шнекендорфа подчеркивается, что «дети оказываются в исключительно уязвимом положении, когда им приходится отстаивать свои права, поскольку они не имеют права голоса, не пользуются влиянием ни в одном из могущественных лобби или учреждений, способных добиваться политических и экономических изменений. Дети особенно уязвимы в тех случаях, когда их права нарушаются, поскольку практически лишены возможности обратиться за советом или защитой к независимым организациям или лицам. Если же они и обращаются с жалобой, к ней относятся с гораздо меньшим вниманием, чем к жалобам взрослых».
У детей есть права и свободы, закрепленные в Конвенции ООН «О правах ребенка». Но этот документ составлен для взрослых, которые должны сформировать у себя современные представления о гражданских правах и свободах детей.
С учетом того, что система образования в полном смысле этого слова выступает как социогенный институт, через который проходит все общество, правовая грамотность педагога становится необходимым фактором движения нашей страны к правовому государству. Будучи не только носителем, но и транслятором позитивного социального опыта, педагог обязан выступать гарантом обеспечения прав воспитанников, находящихся в правовом поле образовательной системы. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного российского образования является одним из наиболее приоритетных требований к уровню его профессиональной компетентности.
Как известно, законодательство России в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в области образования. Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г. (его редакция обновляется практически ежегодно), занимает центральное место в законодательстве об образовании. Он устанавливает общие принципы и правила, которые регулируют все виды правоотношений в области образования, возникающих между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися и их родителями. Важнейшей задачей закона является определение объема прав гражданина России на образование и порядка реализации этих прав.
Рассмотрим основные положения правового регулирования в области образования. Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны — Конституции (ст. 43) и в федеральном Законе «Об образовании» (ст. 1).
Образование должно осуществляться в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН «О правах ребенка», Декларации ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положении учителей начальных и средних школ и других международных документов.
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).
Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Оно гарантирует гражданам получение бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатного (в случае, если это образование получается первый раз) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
Государственная политика в области образования исходит из принципов:
♦ гуманистического и светского характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
♦ свободы и плюрализма в образовании;
♦ демократического, государственно-общественного характера управления образованием.
Гуманистический характер образования обусловливает его обращенность к потребностям, интересам, психофизиологическим возможностям личности, направленность образовательного процесса на развитие личности и общества, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми.
Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести гражданка также на том, что Российская Федерация, согласно ст. 14 ее Конституции, является светским государством.
Принцип приоритета общечеловеческих ценностей означает, прежде всего, определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества.
Под общечеловеческими понимаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизованного развития, а именно: Жизнь, Добро, Истина и Красота (Гармония).
Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания как воспитание свободного человека. Свобода человека как осознанная необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, определяется свободой воли, т.е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. Свобода одного человека всегда связана с ограничением свободы другого, следовательно, уважение другого человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя.
Правам и социальной защите обучающихся, воспитанников посвящена ст. 50 Закона РФ «Об образовании», целью которой является законодательное закрепление основных прав и мер социальной защиты данной категории граждан. В числе общих прав в сфере образования данная статья, прежде всего, подтверждает такие конституционные права и свободы граждан как:
♦ право на уважение человеческого достоинства,
♦ право на свободу совести, информации,
♦ право на свободное выражение собственных мнений и убеждений,
♦ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Большое внимание в статье уделено перечислению собственно образовательных прав, которыми обладают учащиеся всех образовательных учреждений независимо от их типа и вида, уровня и направленности, организационно-правовых форм. В пп.2 и 4 закреплены общие для всех граждан права на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.
Исключительную важность для характеристики общих прав граждан имеет п.7 данной статьи, где раскрывается содержание права на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
Права работников образовательных учреждений и их социальные гарантии и льготы раскрываются в ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Самому же педагогу, кроме этого, необходимо знать права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего, а также родителей или лиц, их заменяющих.
В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением.
В п. 1. ст. 44 Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности. Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.
Для успешного осуществления взаимоотношений между педагогами и учениками работникам образовательного учреждения как непосредственным участникам образовательного процесса необходимо также знать и уметь пользоваться своими правами и прилагать все усилия к обеспечению четкого выполнения своих обязанностей.
Как мы уже отмечали, в своей профессиональной деятельности педагог связан прежде всего с учащимися, воспитанниками. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет профессионально грамотное взаимодействие педагога со своими коллегами, с родителями учащихся, воспитанников, с администрацией образовательного учреждения, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию обучающихся. Несмотря на важность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выходят отношения «педагог - воспитанник»; именно они играют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «педагог — воспитанник» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых простых пространственных, психических и социальных контактов и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер. Отношения между ними не выбираются, а диктуются необходимостью: для педагога — работать, воспитывать, учить, а для подрастающего поколения — учиться, развиваться, самовоспитываться. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать с той точки зрения, что во взаимодействии с воспитанниками наставник непременно должен выступать как высоконравственная личность — носитель долга, совести, чести, добра, справедливости.
Настоящий педагог является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между ним и воспитанником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Философ и педагог Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...»
Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение педагога к учащемуся, воспитаннику как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально значимые черты личности ребенка. Практически ни у кого из педагогов нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые педагогу приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ребенку как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца настоящего педагога.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»