logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса

Общество, доверив педагогам важнейшее дело обуче­ния и воспитания детей, наделило их широким спектром прав и обязанностей, что влечет за собой ответственность за их соблюдение. Требования к профессии предполагают наличие у педагога ответственности как одного из важ­нейших профессионально значимых качеств.

Ответственность как свойство личности характеризует­ся высокоразвитым умением принимать обоснованные ре­шения, наличием чувства долга, умением предвидеть по­следствия своих действий и готовностью отвечать за них. Осознание личной ответственности за процесс и результат собственной профессиональной деятельности необходимо будущему педагогу уже на первых этапах профессиональ­ного становления. Оно создает предпосылки для професси­онального саморазвития, для добросовестного и активного овладения профессиональными знаниями, умениями и на­выками.

Одним из важнейших признаков зрелости педагога в организации взаимоотношений участников образователь­ного процесса выступает умение обеспечивать функцио­нирование правового пространства детства.

В трудах З.К.Шнекендорфа подчеркивается, что «дети оказываются в исключительно уязвимом положении, когда им приходится отстаивать свои права, поскольку они не имеют права голоса, не пользуются влиянием ни в одном из могущественных лобби или учреждений, способных до­биваться политических и экономических изменений. Дети особенно уязвимы в тех случаях, когда их права наруша­ются, поскольку практически лишены возможности об­ратиться за советом или защитой к независимым органи­зациям или лицам. Если же они и обращаются с жалобой, к ней относятся с гораздо меньшим вниманием, чем к жалобам взрослых».

У детей есть права и свободы, закрепленные в Конвенции ООН «О правах ребенка». Но этот документ составлен для взрослых, которые должны сформировать у себя современ­ные представления о гражданских правах и свободах детей.

С учетом того, что система образования в полном смыс­ле этого слова выступает как социогенный институт, че­рез который проходит все общество, правовая грамот­ность педагога становится необходимым фактором дви­жения нашей страны к правовому государству. Будучи не только носителем, но и транслятором позитивного со­циального опыта, педагог обязан выступать гарантом обеспечения прав воспитанников, находящихся в право­вом поле образовательной системы. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного россий­ского образования является одним из наиболее приори­тетных требований к уровню его профессиональной ком­петентности.

Как известно, законодательство России в области об­разования включает в себя Конституцию Российской Фе­дерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в области обра­зования. Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г. (его редакция обновляется практически ежегодно), зани­мает центральное место в законодательстве об образова­нии. Он устанавливает общие принципы и правила, кото­рые регулируют все виды правоотношений в области об­разования, возникающих между работниками сферы уп­равления образованием, педагогическими работниками, обучающимися и их родителями. Важнейшей задачей за­кона является определение объема прав гражданина Рос­сии на образование и порядка реализации этих прав.

Рассмотрим основные положения правового регулиро­вания в области образования. Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны — Конституции (ст. 43) и в федеральном Законе «Об образовании» (ст. 1).

Образование должно осуществляться в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли от­ражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН «О правах ребен­ка», Декларации ООН о распространении среди молоде­жи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонима­ния между народами, Конвенции о борьбе с дискрими­нацией в области образования, рекомендации по раз­личным аспектам подготовки и положении учителей начальных и средних школ и других международных до­кументов.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не до­пускается создание и деятельность организационных струк­тур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Школьная дисциплина должна поддерживаться с по­мощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Государство берет на себя обязанность обеспечить каж­дому человеку должное образование путем создания сис­темы образовательных учреждений и соответствующих ус­ловий для их деятельности. Оно гарантирует гражданам получение бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессио­нального образования, а на конкурсной основе - бесплат­ного (в случае, если это образование получается первый раз) среднего, высшего и послевузовского профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Государственная политика в области образования ис­ходит из принципов:

♦ гуманистического и светского характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здо­ровья человека, свободного развития личности;

♦ свободы и плюрализма в образовании;

♦ демократического, государственно-общественного ха­рактера управления образованием.

Гуманистический характер образования обусловливает его обращенность к потребностям, интересам, психофи­зиологическим возможностям личности, направленность образовательного процесса на развитие личности и обще­ства, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми.

Светский характер образования означает свободу госу­дарственного, муниципального образовательного учреж­дения от прямого религиозного воздействия и основыва­ется на свободе совести гражданка также на том, что Рос­сийская Федерация, согласно ст. 14 ее Конституции, яв­ляется светским государством.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей оз­начает, прежде всего, определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества.

Под общечеловеческими понимаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в ус­ловиях любых общественно-исторических изменений ци­вилизованного развития, а именно: Жизнь, Добро, Исти­на и Красота (Гармония).

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания как воспи­тание свободного человека. Свобода человека как осоз­нанная необходимость действовать в соответствии с нор­мами, правилами, законами общества, определяется сво­бодой воли, т.е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. Свобода одного че­ловека всегда связана с ограничением свободы другого, следовательно, уважение другого человека, который сво­боден быть самим собой, есть уважение самого себя.

Правам и социальной защите обучающихся, воспитан­ников посвящена ст. 50 Закона РФ «Об образовании», це­лью которой является законодательное закрепление ос­новных прав и мер социальной защиты данной категории граждан. В числе общих прав в сфере образования данная статья, прежде всего, подтверждает такие конституцион­ные права и свободы граждан как:

♦ право на уважение человеческого достоинства,

♦ право на свободу совести, информации,

♦ право на свободное выражение собственных мнений и убеждений,

♦ право на свободное посещение мероприятий, не пре­дусмотренных учебным планом.

Большое внимание в статье уделено перечислению соб­ственно образовательных прав, которыми обладают уча­щиеся всех образовательных учреждений независимо от их типа и вида, уровня и направленности, организацион­но-правовых форм. В пп.2 и 4 закреплены общие для всех граждан права на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образова­ния в соответствии с государственными образовательны­ми стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение допол­нительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.

Исключительную важность для характеристики общих прав граждан имеет п.7 данной статьи, где раскрывается содержание права на получение бесплатного начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего и на­чального профессионального образования.

Права работников образовательных учреждений и их социальные гарантии и льготы раскрываются в ст. 55 За­кона РФ «Об образовании». Самому же педагогу, кроме этого, необходимо знать права, обязанности и ответствен­ность несовершеннолетнего, а также родителей или лиц, их заменяющих.

В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного обще­ства. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена обще­ственным уважением.

В п. 1. ст. 44 Конституции Российской Федерации пре­подавание отнесено к творческой деятельности. Как твор­ческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.

Для успешного осуществления взаимоотношений меж­ду педагогами и учениками работникам образовательного учреждения как непосредственным участникам образова­тельного процесса необходимо также знать и уметь пользо­ваться своими правами и прилагать все усилия к обеспе­чению четкого выполнения своих обязанностей.

Как мы уже отмечали, в своей профессиональной дея­тельности педагог связан прежде всего с учащимися, вос­питанниками. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет профессионально грамотное взаимодействие педагога со своими коллегами, с родителями учащихся, вос­питанников, с администрацией образовательного учрежде­ния, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию обучающихся. Несмотря на важ­ность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выхо­дят отношения «педагог - воспитанник»; именно они игра­ют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «педагог — воспитанник» представля­ет собой систему социальных связей, начиная от самых про­стых пространственных, психических и социальных контак­тов и до самых сложных социальных действий и взаимо­отношений, имеющих устойчивый характер. Отношения меж­ду ними не выбираются, а диктуются необходимостью: для педагога — работать, воспитывать, учить, а для подрастаю­щего поколения — учиться, развиваться, самовоспитывать­ся. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необ­ходимо рассматривать с той точки зрения, что во взаимо­действии с воспитанниками наставник непременно должен выступать как высоконравственная личность — носитель дол­га, совести, чести, добра, справедливости.

Настоящий педагог является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между ним и воспитанни­ком выступают как базис процесса обучения и воспита­ния. Философ и педагог Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дур­ные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...»

Стержневым компонентом, пронизывающим всю сис­тему взаимоотношений между педагогом и ребенком, яв­ляется уважение к личности каждого учащегося. Педагоги­ческая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировав­шейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение педагога к учащемуся, воспитан­нику как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций разви­тия подрастающего поколения, дающих основание проек­тировать социально значимые черты личности ребенка. Практически ни у кого из педагогов нравственное требова­ние — уважение к личности учащегося — открыто не вызы­вает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые педагогу приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отно­шение к ребенку как личности требует затрат нервной энер­гии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэто­му уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца настоящего педагога.