logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»

Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобра­зование ими природной и социальной действительности. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, ус­ловия, результат. В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую дея­тельность, которая создает новые формы и свойства дей­ствительности, превращает некоторый исходный матери­ал в продукт. Деятельность — важнейшая форма проявле­ния жизни человека, его активного отношения к окружа­ющей действительности. К деятельности человек побужда­ется различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей. От характера мотивации деятельности в большой мере за­висит настойчивость в ее выполнении и тем самым успех в достижении цели. Мотивы и цели деятельности зависят от общественных условий жизни человека и уровня его индивидуального развития. Ведущую роль в индивидуаль­ном развитии деятельности играет усвоение индивидом общественного опыта. Деятельность осуществляется через ряд внутренне связанных между собой действий и вклю­чает в себя те или иные автоматизированные компоненты. Однако в целом каждая деятельность носит сознательный характер. Сознаваемая цель как закон определяет способ и характер действий человека (К. Маркс). Она побуждает к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Основным видом человеческой деятельности является физический и ум­ственный труд. Физический производительный труд на­правлен на создание материальных ценностей, необходи­мых для жизни общества и каждого его члена. Умствен­ный труд направлен на изучение действительности, на со­здание научных теорий, литературных, художественных и других духовных ценностей. Важный вид деятельности че­ловека — учение.

Деятельность человека - необходимое условие его раз­вития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваива­ются знания, вырабатываются умения и навыки, благода­ря чему развивается и сама деятельность. Исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. по­казали, что в деятельности развиваются психические про­цессы, формируются умственные, эмоциональные и во­левые качества личности, ее способности и характер.

Деятельность состоит из более мелких единиц - дей­ствий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача.

Важнейшими характеристиками деятельности являются:

♦ предметность - она подчиняется, уподобляется свой­ствам и отношениям преобразуемого в процессе дея­тельности объективного мира;

♦ социальность — деятельность человека всегда носит об­щественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию инди­видуальных целей и планов, к взаимопониманию;

♦ сознательность - в процессе организации и осуществ­ления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирую­щую и контролирующую.

В психологии принято рассматривать структуру деятель­ности, включающую следующие ее составляющие: потреб­ность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции. При этом задача включает единство цели и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции - условиям.

Кратко охарактеризуем перечисленные выше состав­ляющие структуры деятельности.

Потребность - состояние человека, создаваемое ис­пытываемой им нуждой в объектах и действиях, необхо­димых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляю­щее познавательные процессы, воображение и поведение.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удов­летворением потребности; осознаваемая причина, при кото­рой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (мате­риальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.

Задача - данная в определенных условиях цель дея­тельности, которая должна быть достигнута преобразо­ванием этих условий.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Средства профессиональной деятельности - это веще­ственные средства труда и невещественные вспомогатель­ные (внешние и внутренние функциональные) средства тру­довой деятельности, при помощи которых человек взаимо­действует с предметом своего труда сообразно поставлен­ной цели, изменяет и преобразовывает его.

Вещественные средства труда - это аппаратурные сред­ства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий (руч­ные, простые и механизированные).

Внешние функциональные средства труда - это вырази­тельные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (руководителя, диктора, артиста, педагога). Кроме того, в качестве внешнего функ­ционального средства трудовой деятельности может вы­ступить организм человека-профессионала (например, учи­теля физической культуры).

Для педагога внешним функциональным средством труда является ученический класс, выступающий одно­временно как предмет и средство его организационно-пе­дагогической деятельности.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятель­ность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной дея­тельности, Я-образ в профессии, профессиональное само­сознание и профессиональная самооценка.

Действие — единица деятельности, произвольная пред­намеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Операция — способ осуществления действия, опреде­ляемый условиями данной ситуации.