3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
Необходимость культурологической подготовки будущих педагогов обусловлена целым рядом факторов.
Во-первых, успешность педагогической деятельности напрямую зависит от уровня общей культуры, который проявляется особенно четко при постоянном росте требований к подготовке педагога, к его компетентности в условиях складывающегося рынка образовательных услуг и возникновения непривычной для российского образования конкуренции между образовательными учреждениями.
Особенно сильно сказывается влияние уровня культуры на успешность педагогической деятельности в условиях, когда возрастает необходимость оперативного и ответственного принятия решений в условиях непредсказуемости и неопределенности последствий, отсутствия полной информации о предметной области деятельности и обратной связи, несущей информацию о результатах решения и правильности выбора той или иной логики решения проблемы.
Кроме того, необходимо учитывать, что культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования им новаций.
Во-вторых, образовательный процесс представляется не только и не столько путем овладения определенной профессией, сколько способом приобщения личности к современной культуре. Как справедливо отмечает М.С. Каган, «требуется такой разворот всей системы образования, при котором мы смотрели бы на студента не как на будущего специалиста, а как на будущего просвещенного человека, который хорошим специалистом, конечно, должен быть, но это только грань его целостного бытия».
В-третьих, современный педагог — это человек, в достаточной мере обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только успешно достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во взаимосвязи интересы личные, отдельных групп и общества; умеющий создавать благоприятные условия для общения, жизнедеятельности, поддерживать свои здоровье и работоспособность, а также необходимую стабильность и надежность в функционировании различных педагогических систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры.
В-четвертых, приобщение будущих педагогов к современной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования их духовности. Нравственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе приобщения молодежи (в том числе и студенческой) к нравственно-духовной деятельности, которая явилась бы основой для личностного освоения культуры.
В-пятых, активное приобщение будущих педагогов к сокровищам мировой и отечественной культуры в форме духовно-творческой деятельности является, пожалуй, самым эффективным средством самореализации по-настоящему творческой личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил, поскольку их будущая профессиональная деятельность с необходимостью сопровождается нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой происходящих событий, своих и не своих действий, постановкой целей и задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и воспитания, стратегий поведения, реализацией самых разнообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.
2. Дайте характеристику аксиологического компонента педагогической культуры.
3. Дайте характеристику технологического компонента педагогической культуры.
4. Дайте характеристику эвристического компонента педагогической культуры.
5. Дайте характеристику личностного компонента педагогической культуры.
6. В чем заключается сущность методологического поиска педагога как компонента педагогической культуры?
7. Каковы условия становления педагогической культуры специалиста?
8. В чем состоит значимость культурологической подготовки будущих педагогов?
Литература для самостоятельного изучения
1. Бондаревская Е.В, Кульневич СВ. Педагогика, М. - Ростов-н/Д, 1999.
2. Левитан К.Н. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994.
3. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М., 1994.
4. Пидкаситый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). - М., 1972. — С.79
5. Словарь-справочник по педагогике / Автор-сост. В.А Мижериков. Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2004.
6. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989. - С.306.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974.
8. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 11 т. - М., 1953.
9. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М., 1998.
10.Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997. - С. 249-250.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»