Кабалевский Дмитрий Борисович
Область педагогического творчества: музыкальное воспитание детей.
Сущность опыта: целью системы музыкального воспитания учащихся являются эмоциональная заинтересованность детей музыкой и формирование средствами музыки духовного мира школьников. Она определяет следующие приоритетные задачи: развитие музыкальной культуры и навыков творческой деятельности, а также выбор принципов построения программы (жанрово-тематические блоки, опорные сигналы, «три кита»).
Продуктивность: развитие музыкальных способностей (всех компонентов музыкального слуха, памяти, творческих способностей), формирование умений проводить самостоятельный музыковедческий анализ (определение стиля, жанра, средств выразительности), интереса к музыке композиторов-классиков. Доступность: после предварительного освоения учителем следующего учебно-педагогического комплекса: «Программы по музыке для общеобразовательных школ» (под ред. Д.Б. Кабалевского), тематических и поурочных разработок к ней и соответствующей литературы (см. Библиографию).
Трудоемкость: не дает результатов без планомерного и последовательного использования всех частей программы.
Элементы опыта
Музыкальная культура школьника.
Музыкальный кругозор школьника.
Музыкальный интерес.
Музыкально-творческая деятельность школьника.
Тематическое построение программы Д.Б. Кабалевского.
6. Принцип тождества и контраста в программе Д.Б. Кабалевского.
7. Метод «забегания и возвращения».
8. Метод спирального обобщения.
9. Метод эмоциональной драматургии.
10. Приемы активизации аудитории учителем музыки.
11. Подготовка учителя к беседе о музыке.
12.Общение учителя музыки с разновозрастной аудиторией.
13.Урок-обобщение в программе Д.Б. Кабалевского.
14.Урок углубления темы.
15.Урок-концерт в программе Д.Б. Кабалевского.
Библиография. Наиболее известные работы
1. Избранные статьи о музыке. - М., 1963.
2. Дорогие мои друзья. - М., 1979.
3. Про трех китов и про многое другое. - М., 1970.
4. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.
5. Музыка в начальной школе. - М., 1979.
6. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.
7. Воспитание ума и сердца. - М., 1981.
8. Музыка и музыкальное образование. - М., 1984.
9. Сила искусства. - М., 1984.
10. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»