2.1.5. Содержание деятельности педагога
Ввиду многочисленности педагогических специальностей и должностей мы ограничимся рассмотрением содержания деятельности учителя (преподавателя) и содержания деятельности воспитателя.
Содержанием педагогической деятельности учителя является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности.
Средствами деятельности учителя являются:
♦ научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся;
♦ в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или воссоздаваемые учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике), организованном учителем, осваиваемые факты, закономерности, свойств и предметной действительности;
♦ в качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т.д. Способами передачи социального опыта в преподавательской деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт преподавательской деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом преподавательской деятельности как выполнением ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие, понимаемое как единство целей и содержания. В данном контексте, с одной стороны, педагогическое действие является выражением того общего, что присутствует во всех видах и формах педагогической деятельности, будь то воспитание или обучение, урок или экскурсия. С другой стороны, педагогическое действие является и тем особенным, в котором диалектически отражаются и единство всеобщего, и уникальность, неповторимость отдельного.
Содержание педагогической деятельности воспитателя зафиксировано в его должностных обязанностях, согласно которым он:
♦ планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание;
♦ проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации;
♦ использует разнообразные формы, методы и средства обучения;
♦ на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
♦ совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;
♦ организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
♦ организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде;
♦ способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению;
♦ проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей);
♦ изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия;
♦ взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими;
♦ координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
Анализ осуществления какого-нибудь педагогического действия дает возможность выявить логику педагогической деятельности. В самом деле, педагогическое действие начинается с формулирования некоей задачи, определения средств, содержания, способов ее решения и предполагаемого результата действия. Будучи решенной теоретически, задача переходит в фазу практического преобразовательного акта, в ходе осуществления которого выявляется некоторое несоответствие между планируемым и реально достигнутым результатом действия педагога.
Возникает необходимость анализа ситуации и определения путей оптимального решения поставленной задачи, и тогда из формы практического акта действие снова переходит в форму педагогической задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней.
В качестве заключительного блока информации, раскрывающего сущность педагогической деятельности, рассмотрим деятельность педагога еще в двух аспектах.
Во-первых, необходимо отметить коллективный характер педагогической деятельности. Педагог, как правило, реализует свою деятельность, являясь членом педагогического коллектива образовательного учреждения, которое, в свою очередь, работает по единому плану, выступает с единых позиций, вырабатывает особый, уникальный психологический климат и воздействует на личность педагога в ту или иную сторону.
Во-вторых, на развитие ребенка в образовательном учреждении сильное влияние оказывает так называемый совокупный субъект педагогической деятельности, в широком смысле понимаемый как весь педагогический коллектив, а в более узком — как та группа педагогов, которая непосредственно работает с конкретным коллективом воспитанников.
В последнее время, когда осуществление государственно-общественного принципа управления образованием обрело реальные очертания, понятие совокупного субъекта педагогической деятельности приобретает более широкое толкование, в которое включаются все участники образовательного процесса (ученики и их родители, учителя и педагоги дополнительного образования, а также социальные педагоги и представители производственной, культурной, просветительской общественности).
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»