logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

4.3. Мотивы выбора педагогической профессии

Негативные последствия неправильно выбранной про­фессии затрагивают как самого человека, так и его соци­альное окружение. По данным исследований американ­ских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10—15% увеличивает про­изводительность труда.

Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торо­пится домой. Мысль эта, при всей своей кажущейся про­стоте, банальности, четко определяет по крайней мере два важнейших направления работы общеобразовательного уч­реждения: помочь выпускнику школы осознанно и удач­но выбрать и профессию, и спутника жизни по душе и на «всю оставшуюся жизнь», то есть выработать и реализо­вать индивидуальную траекторию счастливой жизни. По­смотрите на человека, работающего не по призванию: в большинстве случаев он тяготится своей работой, не дос­тигает оптимального творческого режима своей деятель­ности, допуская просчеты и промахи и, как следствие, затрачивает гораздо больше физической и психической энергии, чем в случае, когда рабочее время летит неза­метно за интересными делами. Такой работник, усталый и раздраженный, зачастую вымещает свою неудовлетворен­ность работой на членах семьи, что отнюдь не способ­ствует стабильной и благоприятной семейной обстанов­ке, способствующей, кроме всего прочего, правильному воспитанию детей, формированию у них профессиональ­ной направленности и мотивов следовать профессиональ­ной дорогой родителей.

Что влияет на выбор профессии вообще и педагогичес­кой профессии в частности? Что означает правильный выбор профессии?

Любой выбор профессии можно рассматривать как вза­имодействие, с одной стороны, подростка с его индиви­дуальными особенностями, которые проявляются в физи­ческом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны — специаль­ности с теми требованиями, которые она предъявляет чело­веку. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требо­ваниями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана система профориентационной работы общеобразовательного учреждения, основные направления которой будут рассмотрены в курсе по педагогике. Здесь же мы ограничимся только проблемой мотива выбора педагогической профессии.

Е.А. Климов указывает следующие восемь основных фак­торов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учи­теля, классные руководители и т.д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональ­ной деятельности;

8) склонности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом мно­гообразии мотивов, их можно разделить на внутрен­ние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из по­требностей самого человека, поэтому на ее основе он тру­дится с удовольствием, без внешнего давления.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

♦ ее общественная и личная значимость;

♦ удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;

♦ возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положитель­ные и отрицательные.

К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть сти­мулы, ради которых человек охотно будет работать.

К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его резуль­татами является преобладание внутренних мотивов в со­вокупности с положительной внешней мотивацией. В при­ложении 5 даны методики, позволяющие выявить ведущий тип мотивов в процессе выбора профессии, тип лич­ности и ее профессиональную направленность.

Эти факторы важны и для выбора педагогической про­фессии, но одним из важнейших факторов, определяю­щих ее предпочтение, является любовь к детям, склон­ность помогать им в освоении опыта. Последнее, по сло­вам Н.В. Кузьминой, является наиболее типичным. То есть само содержание педагогической деятельности — «возмож­ность учить детей» — оказывает большое влияние на вы­бор педагогической профессии, и случайность этого вы­бора, по данным исследований Н.В. Кузьминой, не пре­вышает 9%.

Наиболее значимыми факторами выбора педагогичес­кой профессии выступают влияния:

♦ учителя и любимого учебного предмета;

♦ семьи, семейных традиций;

♦ предшествующего опыта работы.

Существенно также и удовлетворение от педагогичес­кой деятельности. По данным Н.В.Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом дея­тельности у педагогов в целом высок», закономерно по­вышаясь по мере роста ее продуктивности. Однако в последнее время, когда кризисные явления охватили все стороны жизни россиян, в том числе и педагогов, пре­стиж профессий, относящихся к бюджетной сфере, стал резко снижаться из-за неотрегулированности вопросов зарплаты, обеспечения образовательных учреждений необходимым оборудованием, учебной и методической литературой и т.д.

Анкетирование абитуриентов, поступающих в Мос­ковский педагогический государственный университет, проведенное группой исследователей под руководством В.А. Сластенина, позволило выявить ряд факторов, вли­яющих на выбор педагогической профессии, определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

1) интерес к учебному предмету - 27,2%;

2) желание обучать данному предмету — 16,2%;

3) стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2%;

4) осознание педагогических способностей — 6%;

5) желание иметь высшее образование - 13%;

6) представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;

7) стремление к материальной обеспеченности — 2,2%;

8) так сложились обстоятельства — 4%.

Анализ данных, полученных в ходе этого исследова­ния, позволил сделать вывод о том, что чуть более поло­вины будущих учителей выбирают профессию, руковод­ствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности (склонность к обучению и воспитанию, интерес к детям).

Если понимать мотив как предмет потребности, то для студентов педагогического учебного заведения такими предметами могут быть, как указывает В.А. Сластенин, «чи­стый» познавательный интерес, стремление лучше подго­товиться к самостоятельной профессиональной деятельно­сти, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, за­нять престижное место в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслу­жить похвалу, получать повышенную стипендию и т.д.

Подготовка к педагогической профессии должна начи­наться задолго до того, как человек делает свой профес­сиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учеб­ном заведении.