logo
Ответы по психологии

Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Конфликт (conflictus – столкновение) – протии

востояние двух начал (активных субъектов), направленное на преодоление противоречия.

Функции:

-разрядка напряжения, «оздоровление» отношений

- социальная интеграция (усиление солидарности)

- сдерживание других возможных конфликтов

-конфликт-источник развития

- конфликт-сигнал к изменению

Структура – составные элементы конфликта, без кот-х его существование невозможно: «изъятие» любого компонента из пространства конфликта либо сводит его на нет, либо существенно меняет его характер. Структурные компоненты:

  1. стороны (участники) конфликта: их интересы, цели, индивидуально-психологические особенности;

  2. условия конфликта – обстоятельства или факторы (объективные, субъективные), определяющие его характеристики

условия возникновения условия протекания

социокультурный контекст, непосредственно ситуационный фон развития ситуации,

наличие третьих сил, заинтересованных

в смягчении или обострении конфликта и др.

  1. предмет конфликта (связан с целями конфликтующих сторон)

  2. действия участников конфликта (конфликтное взаимодействие);

  3. исход (результат) конфликта

Динамика конфликта – стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях:

  1. скрытый конфликт (наличие противоречия, напряжения, «мирно ненавидт друг друга»)

  2. Инцидент

  3. Эскалация конфликта – конфликт реализуется через отдельные действия и противодействия сторон («непрерывная», «волнообразная», «крутая», «вялая»)

  4. Кульминация

  5. Завершение

  6. Постконфликтная ситуация (горечь, утрата, стыд, гордость)

Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы.

1. Мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.

2. Конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе.

Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе. Первый период - первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет. Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.

В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что

делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Четвертый конфликтный период : окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной жизни.

3. Конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией.

Игровые методы разрешения конфликтов

1.   Метод интроспекции

2.   Метод эмпатии.

3.   Метод логического анализа.

Посредничество. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.

Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:

1.   «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте. Должны выполняться следующие условия:   разговор должен быть длительным (2-4 часа),     помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.),   время разговора определяется т.о. , чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил), во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться);   если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.

2.   «Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон.

3-й шаг: «Выговорись». На данном этапе перед участниками конфликта и перед посредником стоит задача выявления объекта ссоры и формулирования имеющейся проблемы. Так, в нашем примере такой объективной проблемой выступает недоверие детей друг к другу, их нежелание пойти навстречу друг другу. Важно дать им выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого. При формулировании проблемы учите детей быть доброжелательнее друг к другу, показывайте им необходимость уважать достоинства друг друга.

4-й шаг: «Соглашение». В ходе разговора постепенно наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу» и становятся психологически готовыми к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность их высказываний, расправляются черты их лиц. Наверное, им самим надоело ссориться или они просто устали. Но в любом случае наступает момент для составления соглашения. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должна сделать каждая из конфликтующих сторон для реализации принятого решения. Каждый участник напишет свой текст: что он ждет от партнеров и что смог бы сделать сам. Затем организуйте обсуждение, в котором имеющиеся тексты будут совмещены и возникнет общий единый текст.