Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
Конфликт (conflictus – столкновение) – протии
востояние двух начал (активных субъектов), направленное на преодоление противоречия.
Функции:
-разрядка напряжения, «оздоровление» отношений
- социальная интеграция (усиление солидарности)
- сдерживание других возможных конфликтов
-конфликт-источник развития
- конфликт-сигнал к изменению
Структура – составные элементы конфликта, без кот-х его существование невозможно: «изъятие» любого компонента из пространства конфликта либо сводит его на нет, либо существенно меняет его характер. Структурные компоненты:
стороны (участники) конфликта: их интересы, цели, индивидуально-психологические особенности;
условия конфликта – обстоятельства или факторы (объективные, субъективные), определяющие его характеристики
условия возникновения условия протекания
социокультурный контекст, непосредственно ситуационный фон развития ситуации,
наличие третьих сил, заинтересованных
в смягчении или обострении конфликта и др.
предмет конфликта (связан с целями конфликтующих сторон)
действия участников конфликта (конфликтное взаимодействие);
исход (результат) конфликта
Динамика конфликта – стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях:
скрытый конфликт (наличие противоречия, напряжения, «мирно ненавидт друг друга»)
Инцидент
Эскалация конфликта – конфликт реализуется через отдельные действия и противодействия сторон («непрерывная», «волнообразная», «крутая», «вялая»)
Кульминация
Завершение
Постконфликтная ситуация (горечь, утрата, стыд, гордость)
Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы.
1. Мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.
2. Конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе.
Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе. Первый период - первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет. Второй конфликтный период - переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.
В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что
делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Четвертый конфликтный период : окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной жизни.
3. Конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией.
Игровые методы разрешения конфликтов
1. Метод интроспекции
2. Метод эмпатии.
3. Метод логического анализа.
Посредничество. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.
Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:
1. «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте. Должны выполняться следующие условия: разговор должен быть длительным (2-4 часа), помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.), время разговора определяется т.о. , чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил), во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться); если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.
2. «Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон.
3-й шаг: «Выговорись». На данном этапе перед участниками конфликта и перед посредником стоит задача выявления объекта ссоры и формулирования имеющейся проблемы. Так, в нашем примере такой объективной проблемой выступает недоверие детей друг к другу, их нежелание пойти навстречу друг другу. Важно дать им выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого. При формулировании проблемы учите детей быть доброжелательнее друг к другу, показывайте им необходимость уважать достоинства друг друга.
4-й шаг: «Соглашение». В ходе разговора постепенно наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу» и становятся психологически готовыми к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность их высказываний, расправляются черты их лиц. Наверное, им самим надоело ссориться или они просто устали. Но в любом случае наступает момент для составления соглашения. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должна сделать каждая из конфликтующих сторон для реализации принятого решения. Каждый участник напишет свой текст: что он ждет от партнеров и что смог бы сделать сам. Затем организуйте обсуждение, в котором имеющиеся тексты будут совмещены и возникнет общий единый текст.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.