Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
При всей дискуссионности определения современной российской педагогики как системы педагогических наук реальное ее развитие осуществляется в условиях дифференциации этой области знания. К выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин - приводит и развитие ее связей с другими науками. В контексте этих процессов рассмотрим некоторые проблемы становления социальной педагогики как отрасли педагогической науки и как учебного предмета.
Характерно, что во 2 томе Российской педагогической энциклопедии (1999) в статье "Педагогика" (Н. Д. Никандров, Г. Б. Корнетов) авторы, говоря об отраслях педагогики, не называют социальную педагогику. Однако в этом же томе в состоящей из двух частей статье "Социальная педагогика" (А. В. Мудрик и В. Д. Семенов) социальная педагогика представлена как отрасль педагогики. Аналогичный взгляд высказывают В.Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, В. А. Никитин, В. А. Сластенин и др. Следует заметить, что у определенной части теоретиков педагогики сохраняется достаточно стойкое неприятие даже термина "социальная педагогика".
Не вступая в спор с этими теоретиками, заметим, что в российской педагогике ее социально-педагогическое направление имеет свои культурно-исторические корни. Это направление нашло отражение и в русской народной педагогике, трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, В. Н. Сороки-Росинского, С. Т. Шацкого и др. В России социальная педагогика генетически связана с педагогикой, рождена из педагогики.
Термин "социальная педагогика" до сих пор не имеет однозначного толкования. В современной отечественной научной литературе предлагаются различные определения этого понятия, подчас противоречащие друг другу (В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, В. Д. Семенов и др.).
Нечто похожее происходит и с определением основных терминов, используемых в социальной педагогике: "социальное воспитание", "социализация", "социально-педагогическая деятельность" и др. Имеет место смешение понятий "социальная педагогика" и "педагогика социальной работы".
Определенное влияние здесь оказывает и зарубежная научная литература, представляющая свою палитру социально-педагогического знания, неоднородные понятийные аппараты.
Негативную роль в процессе поиска корректного определения социальной педагогики играют далекие от науки трактовки, приводимые, в частности, в учебном пособии Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой "Социальная педагогика" (1999) и некоторых других изданиях.
Нам представляется, что суть социальной педагогики как отрасли российской педагогической науки, основных ее понятий внутренне непротиворечиво раскрыта в работах А. В. Мудрика. Можно принять в качестве исходного предложенное ученым определение: "Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией...".
Предмет социальной педагогики, по А. В. Мудрику,- "исследование воспитательных сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития человека".
Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить следующую структуру социальной педагогики: философия социального воспитания; социология социального воспитания; психология социального воспитания; социально-педагогическая виктимология; теория социального воспитания; история социального воспитания; методика социального воспитания; экономика и менеджмент социального воспитания; сравнительная социальная педагогика.
Разрабатываемые во всех разделах социальной педагогики проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитательных организаций.
В настоящее время социальная педагогика как учебный предмет представлена только в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов и имеет своей задачей охарактеризовать студентам картину социально-педагогической действительности. В процессе изучения данной дисциплины студенты должны: овладеть теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; развить умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; сформировать гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.
Социальная педагогика изучается в составе дисциплины "Теория и история социальной педагогики" и с учетом всей совокупности дисциплин социально-педагогического блока. Курс начинается с рассмотрения философии социального воспитания; затем рассматривается социализация как социально-педагогическое явление; раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, особенности его процесса; завершает курс характеристика социально-педагогической виктимологии.
Опыт изучения социальной педагогики на ряде факультетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого свидетельствует о целесообразности включения данной дисциплины в систему педагогических дисциплин подготовки по всем учительским специальностям.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.