logo
Ответы по психологии

Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.

Эффективное социальное воспитание, т. е. создание условий для эффективных развития и духовно-ценностной ориентации членов организации, становится реальным, если в ней создана локальная (т. е. свойственная именно ей) воспитательная система.

Понятие «воспитательная система» ввела Л. И. Новикова. Она и ее сотрудники (Н. Л. Селиванова, В. А. Караковский, И. В. Кулешова и др.) дали характеристику гуманистической воспитательной системы. Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, создание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).

Локальная воспитательная система имеет несколько обязательных параметров: наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации; совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции все больше членов организации; упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с ее целями; гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства; управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями ее членов.

Воспитательная система как целостность существует относительно автономно в окружающей ее среде. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместных быте и жизнедеятельности, на единстве интересов членов коллектива. В то же время надо отметить, что целостность воспитательной системы относительна. И это естественно, ибо в любой воспитательной организации идет более или менее быстрая смена поколений ее членов. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, иметь возможность вносить в нее что-то свое, новое.

В.А. Караковский говорит, что воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Все воспитательные системы проходят ряд этапов своего развития.

1) Этап становления системы включает в себя создание идеи или образа будущего. Затем в процессе реализации этого образа организации вовлекается все большее количество членов. В соответствии с образом будущего планируются и реализуются элементы быта, содержание и формы жизнедеятельности, формируются отношения между членами организации. Со временем часть из них, «отобранные жизнью», «затвердевают», превращаются в традиции

2) Этап более или менее стабильного функционирования воспитательной системы. Это означает, что ее основные элементы (названные выше) и системообразующие связи между ними остаются относительно неизменными, но процесс их упорядочивания продолжается. Оттачиваются наиболее эффективные способы коллективных действий, закрепляются традиции. В сферу действия поля интеллектуально-морального напряжения коллектива вовлекается большая часть его членов. В коллективном сознании происходит процесс сближения идеального и реального образов воспитательной организации.

3) Этап кризиса. Термин «кризисное развитие» в данном случае следует понимать с большой долей условности. На самом деле часто происходит лишь относительное увеличение дезинтегрирующих явлений, порой просто усиливается поиск чего-то нового. 

Внешне проявления наступления кризисного этапа в развитии воспитательной системы весьма многообразны. Однако суть их одна: появляются сбои в воспроизводстве традиционных ситуаций быта и жизнедеятельности, а у большей или меньшей части коллектива возникает апатия, разочарование, недовольство состоянием дел в организации.

Кризисный этап может разрешиться, как минимум, по трем сценариям.

1) путь смены или видоизменения ведущей сферы жизнедеятельности и, таким образом, восстановления и совершенствования системообразующих связей.

2) на базе прежней воспитательной системы возникает новая, которая, хотя и включает в себя некоторые ценности и традиции прежней, основывается на ином типе системообразующих связей, т. е. воспитательная система может не только развиваться и укрепляться. Она может не только обновляться, но и кардинально перестраиваться.

3) распад системообразующих связей, смерть воспитательной системы.

Главный критерий эффективности развития локальной воспитательной системы - становление личности. Делаются ли условия развития личности и ее духовно-ценностной ориентации более благоприятными или они ухудшаются - от ответа на этот вопрос зависит оценка правильности целей, поставленных создателями системы, адекватности этим целям использованных способов их достижения. Иными словами, эффективность системы зависит от того, сколь полно и последовательно в ней реализуются принципы центрации социального воспитания на развитии личности и диалогичности социального воспитания.

Термин «пространство» в сферу социальной жизни пришел из физики и математики, подразумевая множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые характером этих объектов и расстоянием между ними. Под воспитательным пространством может пониматься динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемая усилиями субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способная выступать интегрированным условием взрослого, и ребенка (Д.В.Григорьев).

Под коллективными субъектами в этом случае можно понимать и школу, и театр, и лечебное учреждение, и библиотеку, и учреждение дополнительного образования, но не как учреждения, а как профессиональные общности, ставящие перед собой цели воспитания личности. Индивидуальными субъектами в таком случае будут, естественно, педагоги, родители, дети, студенты, врачи, юристы, самые разные люди, встреча с которыми может превратиться для ребенка в событие. В этом случае механизмом создания воспитательного пространства становится “событие” детей и взрослых, в котором, ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность.

Таким образом, под воспитательным пространством понимается динамичная сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая в среде пребывания взрослых и детей усилиями социальных субъектов различного уровня, коллективных и индивидуальных, и способная выступить интегративным условием личностного развития человека.

Чтобы понять разницу между этими понятиями еще несколько понятий.

Образовательная среда – ресурс и резерв формирования и развития воспитательной системы. Воспитательное пространство формируется на основе образовательной среды как особого комплекса внешних и внутренних условий педагогического взаимодействия, но не сводится к этим условиям.

Воспитательное пространство - это не просто среда, в которой находится ребенок, а именно рукотворное поле (как и воспитательная система). Интересно, что это понятие может быть рассмотрено с различных позиций: как педагогически организованная среда, как цепь педагогических событий... Возможность различных определений говорит о многозначности понятия. (Событие рассматривается как «со – бытие», то есть совместное бытие или совместная деятельность.) (это сама великая Селиванова сказала).

Таким образом, разница между этими понятиями ничтожная. Воспитательное пространство – недавно введенный термин.

Вывод (мой). Существует какая – то организация (образовательная). Там есть разные люди – субъекты. Когда они начинают взаимодействовать с определенной целью для достижения определенного «воспитательного образа» образуется система отношений. Они занимаются определенной деятельностью (основной: рисуют, танцуют или творят что–то), у них есть определенные традиции. Формируется воспитательная система. В ней «вертятся» и педагоги и учащиеся и другие работники (администрация, завхозы) и в ней происходит процесс воспитания и самовоспитания. А вот воспитательное пространство – то, что как бы «между ними» находится и формируется ими же самими. Это та среда, в которой они все находятся и которую они сами же и «делают».

Это «со-бытие» детей и взрослых.