logo
Ответы по психологии

Теория отношений в.Н. Мясищева.

Отношение (в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношение к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе). Термин «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева (изучать объект надо во взаимоотношении с окружающим миром - теория отношений (это связи личности с отдельными сторонами действительности)).

Концепция отношений личности— совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека — от самых низших до высших ее подструктур — связываются так или иначе с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Концепция отношений личности, выдвинутая впервые А. Ф. Лазурским, была разработана В. Н. Мясищевым.

Теория отношения” В.Н. Мясищева  предполагает три аспекта отношения: когнитивный, включающий результаты познания конкретного явления действительности, эмоциональный, интегрирующий все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект, поведенческий - как актуализированный ответ на него.

Когнитивный аспект включает: изучение психического состояния, анализ причинно-следственных связей поведения, неадекватности реакций, семейно-бытовых условий; изучение обучаемого как ценности, взаимосвязанной с другими ценностями, т. е. его межличностных отношений, ролевой статус, осознание человека как уникальности, как единичного и неповторимого представителя человеческого рода, связанного с другими людьми всесторонними отношениями, отражающими детерминированность личности.

Эмоциональный аспект предполагает следующие элементы: внутреннее отношение, затрагивающее систему нравственных, мировоззренческих ценностей, эмоциональный аспект предполагает также развитие отношения во времени, что имеет две стороны: чем больше времени уделяется общению, тем ярче эмоциональный фон, с другой стороны, негативное прошлое не должно формировать предвзятое отношение к человеку, всегда должна присутствовать вера в изменение свойств личности в лучшую сторону и вдохновлять на дальнейшие более близкие и полезные отношения. В плане эмоционального аспекта ценностного отношения к человеку основную роль играют базовые качества: децентрация - способность и умение строить взаимодействие на "безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения" идентификация - такой способ познания другого, при котором предположение о внутреннем состоянии другого строится на основе попытки поставить себя на его место; эмпатия - аффективная форма идентификации, при которой наступает состояние сочувствия, сопереживания и отклик на психическое состояние другого и саморефлексия.

Поведенческий аспект, методологической основой рассмотрения этого аспекта является трансактный анализ (положение коммуникаторов в позициях "родитель, взрослый, дитя"). Выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это прежде всего способность к идентификации и децентрации, эмпатия и саморефлексия".