logo
Ответы по психологии

0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.

Петр Федорович Каптерев (1849-1922)

Научные труды: ”Педагогическая психология”, ”Дидактические очерки”, ”История русской педагогики”, ”Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению” и др. Всего около 40 монографий, более 200 статей.

К.– автор оригинальной психологизированной теории общего образования, в основу которой положено, прежде всего, знание и понимание детской природы. В одной из своих статей К. определил условие, без которого научную педагогику считал невозможной – “педагогика без физиологии и психологии немыслима”. Он утверждал, что психология это фундаментальная наука о психике ребенка и его развитии, а педагогика как прикладная наука должна использовать ее данные. Научный труд подобного рода был первым в России, и именно благодаря этому было введено понятие “педагогическая психология”.

Внутреннюю сущность образовательного процесса К. видел, прежде всего, в саморазвитии ученика, которое направляется воспитателем. Составляющими педагогического процесса являются 2 основных элемента: личный (саморазвитие) и общественный (усовершенствование личности по идеалу). Без личного элемента педагогический процесс невозможен – человек не может и не должен пренебрегать своей самобытностью, но с другой стороны, человек – общественное существо и только в обществе истинно раскрывает свой потенциал. Т.о. образовательный процесс это всестороннее усовершенствование личности на основе ее саморазвития, в соответствии с ее возможностями и способностями, а также в соответствии с социальным идеалом.

Педагог должен знать, по какому идеалу совершенствовать личность. Педагогический идеал включает в себя 3 элемента: личный (субъективный), национальный и общечеловеческий. Субъективный элемент проявляется в личной работе каждого над воплощением педагогического идеала. Национальный и общечеловеческий элементы – это те ценности, на базе которых создается пед.идеал. Согласно пед.идеалу человек должен быть добрым общественником, обладающим определенными правами, а также уважать себя и других.

К. являлся сторонником развивающего обучения. Центральными методами преподавания считал такие, которые стимулируют активность учащихся, облегчают познание и ведут к разностороннему развитию личности. Кроме того, К. выдвинул принцип свободы в образовании: учащиеся должны самостоятельно выбирать учебные курсы в соответствии со своими способностями и интересами; предложил ввести систему факультативов. К. считал, что педагогам следует больше обращать внимание на сам процесс приобретения знаний, на формирование междисциплинарных связей (система знаний); развивать в детях способность самоуправления и разумной мотивировки собственных действий, вовлекать учащихся в вопросы организации учебной деятельности, внеклассных мероприятий и т.д. Все это в совокупности способствует развитию сильного, волевого характера у учащихся.

Особое внимание К. уделял свободе убеждений учащихся и выступал за автономность образовательного процесса. Он считал, что создание политических, религиозных, общественных убеждений относится к послешкольному периоду. Создать убеждение и идеалы – обязанность каждого образованного человека, но выполнить эту обязанность каждый должен сам. Школа лишь подготавливает основу для этого. Именно поэтому К. считал величайшим грехом педагога фанатизм – религиозный, политический, национальный, педагогический.

Педагог, по мнению, К. никогда не должен прекращать свое саморазвитие. Только в этом случае он сможет РАЗВИВАТЬ, а не учить других. Кроме того, каждый педагог должен быть антропологом (физиологом и психологом), и использовать научные знания о развитии психики ребенка в процессе педагогической деятельности.

К. интересовался вопросами дидактики, истории педагогики, народного образования, теории и практики семейного и школьного воспитания, особое внимание уделял вопросам педагогической психологии. Он принадлежал к числу тех педагогов, чьи имена были широко известны при жизни, но после смерти забывались и попадали под гриф “запрещено”. После окончания Петербургской духовной семинарии К. решил посвятить себя светской деятельности в области образования и стал преподавать педагогику, психологию, логику в педагогических ВУЗах. Кроме того, занимался теорией и практикой дошкольного воспитания, организовал общественную программу “Родительский кружок”, выступал с докладами о развитии личности ребенка в семье. Но К. был опальным педагогом, его идеи часто не совпадали с точкой зрения господствующей партии на образование. Поэтому после Октябрьской революции К. был вынужден уехать из Петербурга. С 1918г. К. жил и работал в Воронежской губернии: сначала в Острогожском отделе народного образования, а с 1921г. - в Воронежском университете (на факультете общественных наук и педагогическом факультете). К. также создал педтехникум, в котором велась подготовка народных учителей, открыл трехгодичные педагогические курсы, вел уроки психологии в школе, читал лекции учителям. Но идеи К. об автономности педагогического процесса при новой власти оказались неосуществленными. После смерти имя его было забыто и только в 1982г. были впервые опубликованы его избранные педагогические труды.