logo
Ответы по психологии

Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.

Современная зарубежная педагогика представлена следующими наиболее заметными концепциями.

Представители традиционизма (Ж. Махсо, Л. Кро, Ж. Капель (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.С. Финн (США) и др.) намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию как ретрансля­тора культуры прошлого.

Разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) концентрируют усилия на проблеме усвое­ния знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу.

Представители феноменологического направления (А. Маслоу) ис­поведуют гуманистическую направленность образования. По-прежнему заметна традиция социальной педагогики во Франции (П. Бурдье, Ж. Капель, Ш. Фурастье). феноменология исходит из того, что психология должна изучать не статистические тенденции и нормы большинства, а каждый психологический феномен как уникальную сущность, равноценную всем остальным.

Психологическая парадигма воспитания (А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс) в центр воспитания и обучения выставляет интересы, пси­хику, индивидуальные особенности детей. Главный их тезис — береж­ное отношение к личности ребенка.

Влиятельные идеи нового воспитания во Франции (Р. Галь, А. Ме­дичи, А. Фабр и др.) формулируются в главном постулате: личность — это прежде всего биологическое существо с природной рефлексией.

Экзистенциальная педагогика рассматривает гуманизацию воспита­ния, обучения, школы, т.е. поворот к личности ребенка.

Можно отметить существование в современной зарубежной педа­гогике пяти основных парадигм:

■ традиционалистическая, или парадигма «знаний»: главная цель обучения и воспитания — дать человеку глубокие, прочные, разно­сторонние академические знания; «плохой» ученик — это незнающий ученик;

■ технократическая прагматическая парадигма: главная цель педагогического процесса — дать человеку те знания и навыки, кото­рые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессио­нальной деятельности человека в современном обществе, помогут пра­вильно взаимодействовать с современной техникой и пр.;

■ бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель пе­дагогического процесса — сформировать правильные формы соци­ального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и норм поведения в обществе;

■гуманистическая парадигма: главная цель педагогического про­цесса — способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовер­шенствованию, самореализации.

■ теологическая парадигма: основное направление педагогичес­кого процесса — в развитии религиозных чувств и нравственных ос­нов человека.

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что систем* пп разования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования — «инновационного обучения», которое формировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойственную природу Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образовании, а особенно высшего образования, имеет свои достоинства и недостатки. Перечислим положительные «наработки» российской высшей школы:

■ она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

■ по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кад­рами она занимает одно из ведущих мест в мире;

■ она отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности, по естественнонаучным дисциплинам;

■ она традиционно ориентирована на профессиональную деятель­ность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной системы (выс­шей школы).

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране — настоятельная необходимость. Происходя­щие в обществе изменения все более объективируют недостатки оте­чественного высшего образования:

■ в современных условиях стране требуются такие специалисты, кото­рые не только не выпускаются на сегодняшний день, но для которых наша образовательная система еще не подготовила научно-методи­ческую базу;

■ бесплатная подготовка специалистов и несоизмеримо низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его эли­тарность в плане развития интеллектуального уровня личности, его статус, долженствующий обеспечить личности определенную соци­альную роль и материальное благополучие;

■ чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;

■ усредненный подход к личности, валовый выпуск «инженерной про­дукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нрав­ственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа вы­сокообразованность. Это падение материализовалось в плеяде мос­ковских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;

■тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унифи­кация требований подавляли инициативу и ответственность препода­вательского корпуса;

■вследствие милитаризации общества, экономики и образования сфор­мировалось технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;

■ изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импор­тные закупки целых заводов и технологий — с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципи­ально новой техники и технологий;

■ экономический застой, кризис переходного периода повлекли за со­бой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в том числе. Следует отметить ряд количе­ственных характеристик, подчеркивающих кризисное состояние выс­шей школы в России:

■ наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности студен­тов (за 10 лет число студентов сократилось на 200 тыс. человек);

■ существующая система высшего образования не обеспечивает насе­лению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;

■ отмечено резкое сокращение преподавательского корпуса высшей школы (только в 1990 г. из вузов уволилось свыше 2 тыс. преподава­телей) и многое другое. В интеллектуальных кругах России все яв­ственнее осознаются возможные последствия происходящего испод­воль свертывания образования и снижения социальной защищенно­сти студентов и педагогов. Приходит понимание того, что неправо­мерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образователь­ного процесса может привести к утрате наиболее уязвимых слагае­мых общественных богатств — научно-методического опыта и традиций творческой деятельности.

Очевидно, что проблема долговременного развития высшею использования не может быть решена только путем реформ организационно управленческого и содержательного характера.

В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.

Философия образования должна дать новое представление о мире человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и другие) нужны, чтобы иметь современное научное представления о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействия между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования — с обществом.

«Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить облик новой системы образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы обра­зования к изменяющимся условиям жизни.

Итак, обозначены фундаментальные основы развития образования. Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказывается человек, его духовное развитие, система ценно­стей.

Новая методология, положенная в основу образовательного про­цесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманиза­ции и гуманитаризации образования, которая при новой методоло­гии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобще­ние человека к гуманитарной культуре.

Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность про­фессионалов. А для этого необходимо:

■ во-первых, пересмотреть смысл понятия «фундаментали-зация образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России — это далеко не простая проблема;

■ во-вторых, формирование системного мышления, единого виде­ния мира без разделения на «физиков» и «лириков» потребует встреч­ного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необ­ходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в науч­но-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уров­ня специалиста, к экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете — к снижению потенциала науки и производства.

Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, име­ют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствовед­ческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непос­редственно связано с будущей Деятельностью инженера. Но это — так называемая внешняя гуманитаризация технического образования. Подчеркнем, что в среде научно-технической интеллигенции господ­ствует технократический стиль мышления, который «впитывают» в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изучению гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.

Напомним, что сущность гуманитаризации образования видит­ся прежде всего в формировании культуры мышления, творчес­ких способностей студента на основе глубокого понимания ис­тории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз

призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба с технократическим снобизмом, интеграция частных наук.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

■ единство федерального образовательного пространства;

■ открытое восприятие и понимание всей палитры мирового куль­турно-исторического и образовательного опыта;

■ приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

■ восстановление первичных духовно-нравственных идеалов, при­сущих преподаванию и исследованию.