Педагогическое наследие ст. Шацкого.
<Бесконечно водянистый и видимо совковый еще текст, написанный ужасным языком, простите великодушно, что именно это. Как ни странно, основные мысли здесь есть и они здравые, просто форма изложения вызывает легкую тоску Не печальтесь, всё будет хорошо. Жиркова Ирина. Источник в тырнете указывает на собрание сочинений Самого, что конечно сомнительно. Тем не менее почти весь грамотный текст – это цитаты. Всё.>
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) выдающийся русский советский педагог. Двенадцать дореволюционных лет работал в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми. Им, совместно с А.И. Зеленко и другими, были учреждены первые в России детские клубы (общество "Сетлемент", "Детский труд и отдых", трудовая колония "Бодрая жизнь"). Шацкий осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении к личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма. После революции Шацкий широко развернул с большим коллективом сотрудников работу по строительству новой трудовой политехнической школы, по организации педагогических исследований и подготовке педагогов. Группа педагогов, во главе с Шацким, начала свою деятельность в 1905 году. Лозунг, под которым началась их педагогическая деятельность, был следующим: "Дети-работники будущего". Вся работа началась с детского клуба, детского сада и колонии, где Шацкий и другие педагоги организовывали детские сообщества и изучали их, а в дальнейшем уже перешли к школе, где нужно было думать об иных методах и программах. "Вся наша работа носила социальный характер, т.к. была связана с изучением среды, в которой росли наши дети; она велась в форме клубной работы, необычной для того времени по своей организации (детское самоуправление)". Для того, чтобы правильно осветить действующую педагогическую "систему", Шацкий решает четко очертить ее цели, программу, методы и организацию. «Общие цели ставит сама жизнь». … «Ближайшая цель - организация детской жизни сейчас, в каждый данный момент. Эта реальная цель ставит перед педагогами важнейшие вопросы, над которыми педагогика обязана работать».
Воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания ребенок, и в нем надо, прежде всего, ценить то, что он есть растущий организм. "Единственное назначение школы и учителя организовывать разнообразные деятельности детей, все время их изучая".
Итак, как уже прозвучало выше, организовывать жизнь детей, значит, организовывать их деятельности: (деятельность самосохранения (охраны здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственную и социальную). Организация детской деятельности должна отвечать их возрастным особенностям ребенка, с одной стороны; с другой стороны, быть по возможности полной и жизненно необходимой для него. Соответственно Шацкий разработал систему обучения, представляющую получение знаний детьми не по предметам и не по комплексам, а в деятельности. «Какую же роль должны играть в этой программе старые предметы язык, математика, естествознание? Они черпают материал со всех видов деятельности детей, известным образом обрабатывая его, давая ему словесное, письменное выражение, выявляя математические соотношения и природные закономерности». Программа Шацкого заставляет вглядываться и изучать детскую жизнь во всем ее реальном значении. Ее учет и контроль лежат в достижениях, отражающихся на детском быте. Она влечет за собой изучение среды материальной и социальной, в которой протекает жизнь детей. Она действительно связывает школу с жизнью. Так как деятельность детей есть результат в сильной степени влияния среды, то Шацкий резонно ставит вопрос о педагогике среды, об огромном педагогическом процессе, протекающем в широком обществе, в стране, процессе, формирующем национальные типы и являющемся отражением основных сил, направляющих жизнь страны. В чем же заключается основной метод Шацкого?
Четыре элемента этого метода, который считается основным в работе Шацкого. Метод опирается, прежде всего, на реальный опыт ребенка, который известными способами должен быть выявлен педагогом. На основании того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельностей, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки".
Итак, основная методическая задача связать в единый процесс, поставить в обдуманную зависимость три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни: личный, организованный, и готовый опыт. Этот метод все время заставляет педагога быть гибким и чутким, связанным с насущными потребностями ребенка; он заставляет педагога работать, учить и учиться своему делу; он создает живую школу. Непосредственно с проведением в жизнь данной программы и этого метода стоит и самая организация педагогической работы. Ясно, что школа, изучающая среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может этого делать в стенах своей школы: она не может быть одиночкой, замкнутой. Щацкий говорил о школьной организации, протекающей в широких рамках, о сети школ, своеобразно объединенных друг с другом педагогическими курсами для всех практических работников-педагогов, организации, имеющей в центре научно-педагогическую деятельность, изучающую среду, ее быт, экономику, ее материальные способности и физические условия ее развития.
Что же такое клуб, по Шацкому? Ребенок хочет быть активным, ему надо разрядить свои силы, но условий, благоприятных для этого, окружающая его жизнь часто не дает. Не нужно ли употребить все усилия для того, чтобы создать для проявления детской жизни подходящие условия? Основная идея Шацкого создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям, строя все на изучение детей, нужна большая работа, чтобы установить те основы, которые надо вложить в создание этого дела. В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Клуб должен пересилить влияние улицы, поэтому должен быть гибким, живым, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки. Т.о., в основу работы должно быть положено изучение у детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и инстинкта подражательности. Самая важная работа должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. Методы работы в клубе: 1. работа должна быть постепенной, 2. должна соответствовать возрасту, 3. не должна быть чрезмерной (а соответствовать силам), 4. должна соответствовать детской природе 5. никогда не должна переходить в механическую работу.
Игра ребенка - жизненная лаборатория детства. <Это важно, хотел сказать автор>. + Физический труд играет большую роль в воспитании характера и развитии умственных способностей. Труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для детского коллектива, рассматривают свой труд как частицу общего труда. Соединение обучения с трудом и общественно-полезной работой придает всему обучению жизненный характер, делает процесс учения более осмысленным, а знания сознательными и действенными. + Искусство имеет цель развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей. Библиотека должна стоять в центре детской организации. Руководитель учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и поэтому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых. Школа - место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого. Она является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей и различными общественными организациями.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.