Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
Методология – 1) в советской психологии: это раздел науки, изучающей то,
ЧТО именно изучает научная дисциплина (то есть что является ее объектом и предметом),
на каких ПРИНЦИПАХ строится ее теория (что-то вроде аксиом в геометрии: изменишь аксиому, что параллели пересекаются – получится новая геометрия),
КАК доказать эти принципы и достоверно, объективно исследовать предмет.
2) в западной психологии: наука о методах исследования.
Психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека.
Объект психодиагностики: индивидуальные психологические различия. Предмет психодиагностики: методы исследования психических явлений. Принципы – те же, что и у психологии вообще.
Методология психодиагностики разрабатывает основы психодиагностических методов, для того, чтобы они были научны и объективны7. Методология ПД важна, так как она фактически является наукой о методах познания психического, разрабатывает исследовательские методы для других отраслей психологии.
Существуют практические и исследовательские методы психологии. Практические методы, как правило, называют технологиями, а их конкретные воплощения – техниками. Исследовательские методы делятся на теоретические и эмпирические (связанные с опытом). Психодиагностические методы в широком смысле слова и являются эмпирическими исследовательскими методами, в узком – входят в состав исследовательских8.
Психодиагностический метод – 1) как эмпирический исследовательский метод это способ организации познавательной деятельности таким образом, чтобы ее результаты были объективны, доказаны, научны.
2) как составляющая эмпирических исследовательских методов психодиагностические являются психометрическими методами, то есть направленные на измерение психического явления, возможность сопоставления результатов у разных испытуемых. В таком случае выделяют три подхода: объективный (тесты), субъективный (анкеты и личностные опросники) и проективный (проективные методики). Психодиагностический метод дополняет экспериментальные (эксперимент, в том числе диагностический) и неэкспериментальные (беседа, интервью, наблюдение, анкетирование, метод анализа документов, неэкспериментальные методы смежных наук: психофизиологии, психогенетики, неврологии, психиатрии и др.) эмпирические исследовательские методы.
Методика – это конкретное воплощение метода; выработанная процедура исследования и обработки данных, прием или техника9. В каждом методе есть множество методик.
Психодиагностическая методика (гр. diagnostikos – способность распознавать) – 1) в строгом значении это конкретный способ распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека; 2) как исследовательская эмпирическая методика – конкретный способ исследования психологический особенностей не только отдельных индивидов, но и общностей.
Особым вид психодиагностических методик – тесты.
Тест (от англ. test – испытание) – 1) в широком смысле термина любая психометрическая методика. В этом смысле и опросники, и проективные методики можно назвать тестами. Тесты личности в данном случае включают и личностные опросники.
2) В узком смысле термина это стандартизированное испытание, состоящие из заданий, на которые от испытуемого требуется получить правильный ответ. Это понимание теста присуще научной терминологии психодиагностики. Тесты делятся на тесты интеллекта и тесты личности, которые не включают в себя личностные опросники. Личностные опросники состоят из вопросов-утверждений, а тесты – из заданий, требующих решения (тестовых задач). Проективные методики как зачастую не поддающиеся стандартизации не могут быть названы тестами. Тестирование как метод употребляется только по отношению к узкому значению теста.
Однако в научной литературе тест очень часто используется как синоним методики (хотя не всех: например, тестом не назовешь методику наблюдения). Путаница также возникает при переводе названий методик, например тест Сонди является проективной техникой, однако его принято называть тестом. Дело в том, что в английском языке любая психодиагностическая методика называется тестом.
В любом случае тесты всегда связаны с разработкой статистической нормативной базой, с которой сверяются результаты испытуемого.
3) Редко тест понимается как единичное задание методики или субтест.
Понятие теста введено Дж. Кэттелом в 1890 г. Первые тесты создал Ф.Гальтон в 1879г.
Батарея тестов – это совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну ПД методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта (например, интеллект и тест Векслера). Субтесты описывают ключевые стороны конструкта и обладают относительной независимостью, поэтому могут быть использованы как отдельная методика.
Так же здесь стоит дать определения всем методам психодиагностики (вопрос 33) и психометрическим критериям (вопрос 70).
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.