Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
Ощущение – это простейший психический процесс; отражение отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств человека.
С помощью ощущений психика чел. отражает основные признаки предметов и явлений (цвет, форму, звук и т.д.) и отражает состояние внутренних органов (мышеч. ощущения, голод, боль).
Классификации: 1) Ч.Шеррингтона.
Экстероцептивные – отражающие свойства предметов и явлений внеш. среды.
Контактные (вкусовые, тактильные)
Дистантные (слуховые, зрительные)
Интероцептивные – отражающие состояния внутренних органов.
Проприоцептивные – отражающие движения нашего тела или мышечно-двигательные ощущения.
2) Классификация по модальностям: зрит., слух., тактильные, обонятельные, вкусовые.
3) Классификация Х.Хеда.
Эпикритическая чувствительность – позволяет локализовать объект в пространстве, оценить его размеры, форму и получить сведения о явлении в целом.
Протопатическая чув-ть – более древняя и примитивная, всегда окрашена аффективно и характеризует больше субъектив. состояние, чем объектив. процессы.
Чувствительность и пороги ощущений: чтобы раздражитель вызвал у чел ощущение необходимо, чтобы он имел определённую силу. Та миним. сила = величина раздражителя, кот. способна вызвать ощущения назыв. нижним порогом ощущения. Раздражители меньшей силы, кот. не вызывают ощущений назыв. подпороговыми. Верх. порог ощущений – это максимальная величина раздражителя, сверх кот. это раздражение перестаёт ощущаться. Абсолютная чув-ть – способность ощущать слабые раздражители. Чем выше порог ощущений, тем ниже абсолют. чув-ть. Величина порога ощущений зависит от возраста, характера деятельности, здоровья, характеристик раздражителя.
Разностный порог ощущений – та миним. разница в интенсивности 2-х однородных раздражителей, кот. чел. способен ощутить. Чув-ть к различению – способность ощущать слабые различия между раздражителями.
Закон Вебера-Фехнера описывает зависимость силы ощущений от силы раздражителя: интенсивность ощущений измен-ся в арифметич. прогрессии, тогда как интенсивность соответ. раздражителей измен-ся в геометрич. прогрессии.
Адаптация – повышение или понижение чув-ти, в результате непрерыв-го и длит-го воздействия раздражителей: позитивная – повыш. чув-ти (в темноте); негативная – сниж. чув-ти (серьги в ушах).
Сенсибилизация – повыш. чув-ти в результате взаимодействия анализаторов или упражнений (зрит. чув-ть может повыш-ся при слабых звуковых раздражителей, и наобоот)
Синестезия – возник-е ощущения характерного для одного анализатора под влиянием раздражения другого (при звук. раздражениях у чел. могут возникать зрит. образы).
Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании чел. предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Свойства восприятия: 1) предметность – отнесённость перцептивного образа к определённым предметам внешнего мира; 2) целостность – позволяет получить целостный образ предмета во всём многообразии его свойств; 3) постоянство – воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.; 4) осмысленность – осознание того, что воспринимается; 5) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с др., из-за ограничения объёма восприятия.
Классификации: 1) в зависимости от особен-ей воспринимаемого объекта:
Восприятие предметов.
Восприятие речи.
Социальная перцепция=восприятие чел-ом чел-ка.
2) по модальности: зрит., слух., осязательные, обонятельные, вкусовые.
3) по форме существования материи:
Восприятие пространства (отражение формы, объёмности, величины предмета).
Восприятие движений (длительности, скорости, последоват-ти явлений действит-ти).
Восприятие времени (отражение во времени изменения положения объектов).
Предмет и фон восприятия: предмет (фигура) – то, на чём сосредоточено в данный момент восприятие; фон – образуют все другие предметы, «задний план». Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия (предметностью). Легче выделяются отдельные предметы и хорошо знакомые из прошлого. Чем больше предмет и фон отличаются, тем легче выделить предмет.
Иллюзии восприятия – неправильное или искажённое восприятие величины, формы и удалённости реального предмета (при галлюц.- отсутствие какого-либо предмета).
Восприятие и обучение. Восприятие не является врожденной характеристикой. Новорожденный не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.
Важным условием развития восприятия является труд (общественно полезный труд, разнообразная познавательная предметная деятельность). Не менее важно для ребенка участие в игре.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.