logo
Ответы по психологии

Антропологический подход в педагогике и психологии.

Антропология – это раздел биологии, изучающий физическую природу человека и его рас во всех проявлениях ее изменчивости. В отечественной литературе в антропологии выделяют:

  1. Морфологию человека, включающую в себя антропологию анатомическую, физиологическую, биохимическую, возрастную. Отдельным разделом возрастной антропологии является педагогическая антропология.

  2. Антропогенез рассматривает происхождение человека как биологического вида.

  3. Расоведение изучает биологию человека в зависимости от его принадлежности к определенной расе или народности.

В зарубежной литературе понятие антропологии практикуется более широко. Помимо физической антропологии к ней относят этнографию, посвященную материальной, общественной и духовной культуре народа, а также народное творчество и некоторые разделы археологии, психологии, лингвистики и социологии.

Антропологию можно разделить на зоологическую, общую и специальную. Отдельные вопросы антропологии привлекали внимание философов и естествоиспытателей еще в античном мире (Аристотель, Гиппократ, Гален).

Развитию антропологии способствовали труды Везалия, Линея. Последний в своей книге «Система природы» (1735г.) впервые указал на положение человека в животном мире, поместив его в класс млекопитающих, отряд приматов, в составе рода и вида хомосапиенс. Биофон в своей книге «Естественная история животных» (1749-1788г.) изучал особенности роста человеческого организма, влияние среды на организм и некоторые аномалии развития человека. Поворотным моментом в развитии антропологии является выход в свет книг Ч. Дарвина «Происхождение вида путем естественного отбора» (1859г.) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.).

В 1859 г. было организовано парижское антропологическое общество. Становление антропологии как науки в России следует отнести к 1864 г., когда в Москве был открыт антропологический отдел общества любителей естествознания. В 1919г. становление антропологии связано с именами Богданова, Анучина, Эрисмана, Лесгафта.

Педагогическая антропология – направление в философии образования и теоретической педагогике, которое возникло в конце 60 – начале 70-х годов. Это направление представлено прежде всего в европейских странах, в философской культуре которых существовали и существуют достаточно мощные антропологические традиции – традиции философской антропологии, антропологического подхода к межличностным коммуникациям, к психологическим и социально-психологическим аспектам человеческого бытия.

Педагогические закономерности, теории, модели, рекомендации могут строиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке. Необходимы знания «обо всей широте человеческой жизни» (Ушинский), добываемой наукой антропологией. Вполне закономерно, что на определенном этапе развития педагогики появляется наука педагогическая антропология. По своей природе она есть средоточение «золотого фонда знаний человека о самом себе». Эти знания выверялись и накапливались тысячелетиями. Успех психолога-практика, консультанта, социального работника, любого преподавателя зависит от степени учета исторически накопленных успехов педагогического человековедения.

Педагогическая антропология не просто изучает человека как воспитателя и воспитуемого, но и воспитывает того, кто серьезно и систематически изучает ее. Конструируемые наукой модели педагогического процесса должны основываться на достоверных знаниях о природе человека. Педагогическая антропология есть человековедение служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять как очеловечивается человек, как люди разного возраста влияют друг на друга, насколько воспитуем ребенок на разных этапах его жизни.

Педагогическая антропология выделяется в педагогике как фундаментальная и вместе с тем как вспомогательная наука.

Поскольку спецификой человека является сознание как высшая форма психики, то вполне закономерно науку о педагогическом человековедение называть психолого-педагогической антропологией. Предметом ее является объект педагогики – человек развивающийся.

Основная задача педагогической антропологии заключена в разыскании закономерных явлений между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами воздействия на него.

Педагогическая антропология снабжает теорию и практику воспитателей ориентиром для учета закономерного разнообразия личностных свойств. Психолого-педагогическая антропология необходима для разработки методических вариантов и обучения и воспитания, т.е. позволяет применять научные знания на практике. Т.о., расширение диапозона средств воспитания, основанных на познании законов развития человека – основная задача антропологии.

Педагогическая антропология представляет собой фундамент – основание педагогики. Она изучает природу ребенка, групп детей, а также среды, в которой взрослеют дети. Антропология решает вопросы о сущности человека, как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуются сущность воспитания, обучения, образования взятых всех взаимодействий в окружающем мире.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д. Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - это положение К.Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики. И науки об образовании, и новые формы образовательной практики общества остро нуждаются в своем человековедческом основании.

Актуальность антропологического подхода заключена в необходимости преодолеть "бездетность" педагогики, не позволяющую ей обнаружить научные законы и проектировать на их основе новые образцы образовательной практики. Мало зная о природе своего объекта и своего предмета, педагогика не может выполнять конструктивную функцию в управлении изучаемыми процессами. Возвращение ею антропологического подхода является условием интеграции педагогики с психологией, социологией, культурной и философской антропологией, биологией человека и другими науками.

П. Ф. Каптерев (1849-1922гг.) пропагандировал личностно-ориентированную педагогику, считал, что педагогика без физиологии не мыслима. «Школа своим учением окажет глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположением учащихся, их вкусам, склонностям и способностям, и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами».

Основоположники педагогической антропологии подчеркивают ее гуманность. Педагог всегда должен помнить, что личность уникальна.

Во второй половине 20-х гг. многочисленные функции педагогической антропологии взяла на себя педагогическая и возрастная психология: Ананьев, Выготский, Эльконин, Блонский и т.д.

Современная педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет человеческую сущность, поэтому оно являет собой ценность для настоящего, будущего, социума и каждого человека.

Педагогическую антропологию в целом можно охарактеризовать как способ антропологического обоснования образования. Это достаточно общая характеристика задач и цели педагогической антропологии конкретизируется представителями этого течения внутри философии образования в различных направлениях. Одни из них подчеркивают, что педагогическая антропология является эмпирической теорией и философским анализом понятий педагогики. Другие усматривают основную задачу педагогической антропологии в развертывании теории личности и ее генезиса. Третьи видят в педагогической антропологии частную область наук об образовании. Четвертые оценивают педагогическую антропологию как науку о междисциплинарном поле коммуникаций, в которые вступает человек и которые являются предметом различных наук, объединяемых ею. Эти «разноречья» в трактовке предмета и целей педагогической антропологии определяются прежде всего теми традициями, с которыми связаны те или иные представители педагогической антропологии.