logo
Ответы по психологии

Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайше­го развития.

Проблема соотношения обучения и развития породила два направления. Первое из них носит название Женевского направления, его представителем является Ж.Пиаже. Считается, что «обучение подчинено законам развития, а не наоборот», что оно идет в хвосте развития, надстраивается над ним. Этим заранее ограничивается роль обучения в психологическом развитии индивида.

Диаметрально противоположна концепция психологов второго направ-ления (советские психологи, психологи социальных и ряда капиталистичес-ких стран). Основные взгляды советских психологов на проблему соотноше-ния обучения и развития были сформулированы в начале 30-х гг. XX в. Л.С. Выготским. Он критически отнесся к точке зрения, рассматривающей обучение и развитие как два независимых друг от друга процесса. Развитие не предшествует обучению, а совершается в неразрывной связи с ним в ходе его поступательного движения. Состояние развития никогда не опредля6ется только его созревшей частью, для оценки развития необходимо учитывать и созревающие функции. Эти созревающие функции Выготский назвал зоной ближайшего развития в отличие от созревших функций, т.е. зоны актуального развития.

Он предложил определять состояние этих функций (созревших и созревающих) следующим образом: уровень актуального развития определяется по характеру задач, решаемых ребенком самостоятельно с использованием уже сложившихся и созревших функций.

Зона ближайшего развития определяется следующим образом: сначала исследуется уровень актуального развития, а затем ребенку предлагается решить более сложные задачи в сотрудничестве со взрослыми. Так он может решить более сложные задачи, чем самостоятельно, - это общеизвестный факт. Разница между уровнем задач, решаемых при помощи взрослого, и задачами, решаемыми самостоятельно, составляет зону ближайшего развития.

Данные Выготского позволили ему утверждать, что расхождение в зонах ближайшего развития оказывает существенное влияние на обучение детей в школе, тогда как уровень актуального развития при этом имеет гораздо меньшее значение. Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время. Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обучения.

Основное в обучении – появление активности ребенка нового, зона ближайшего развития и определяет область доступных для ребенка переходов от актуального к новому, обучить ребенка моно только тому, чему он уже способен обучиться, т.е. у него уже есть способности к подражанию. Это очень важно для педагогики в целом, которая, по мнению Выготского, должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Это главное условие – только тогда педагогика может вызвать к жизни процессы развития, лежащие в зоне ближайшего развития.