Методы психодиагностического исследования.
Фактически вопрос дублирует вопрос 23.
Здесь представлены психодиагностические методы (см. вопрос 27)
Формализованные методы (высоко стандартизированные)
Тестирование
Тестирование – это стандартизированное испытание, состоящие из заданий, на которые от испытуемого требуется получить правильный ответ.
Виды тестов.
Тесты интеллекта направлены на исследование познавательной сферы. Тесты личности – личностной.
Личностные тесты измеряют неинтеллектуальные проявления личности. В нестрогом понимании тестирования (см. вопрос 69) к ним относятся проективные методики и личностные опросники. В строгом понимании – только истинные тесты личности. Они делятся на тесты действия (испытуемый выполняет какую-то задачу) и ситуационные тесты (испытуемый помещается в ситуацию близкую к реальной).
По изучаемой области тесты делятся на тесты достижений (разрабатываются специально для контроля в образовательных программах, например, ЕГЭ) и тесты специальных способностей (музыкальных, математических и т.п. Отличаются от тестов достижений тем, что не столько диагностируют наличный уровень знаний, сколько делают прогноз на успешность в каком-либо виде деятельности). Тесты интеллекта иногда противопоставляют тестам специальных способностей как тесты общих способностей.
Различают аппаратурные тесты (к ним относятся многие психофизиологические методики, компьютерное тестирование) и бланковые тесты («тесты карандаша и бумаги»).
По содержанию заданий тесты делятся на вербальные и практические (невербальные).
Тест может быть предназначен только для индивидуального исследования или с возможностью группового применения.
Кроме психометрических тестов, основывающихся на усредненных статистических показателях, выделяют критериально-ориентированное тестирование. Критериально-ориентированное тестирование соотносит индивидуальные результаты испытуемого не со среднестатистическими, а с критерием – представлением в обществе об идеально сформированном данном психологическом явлении. В нашей стране разрабатываются тесты, где критерием выступает социально-психологический норматив – общественно-заданный объективный содержательный эталон. Выявление СПН – задачи отдельных исследований. Наиболее перспективным представляется объединение критериально-ориентированного и психометрического подходов в тестировании.
В тестах скорости основным показателем является продуктивности работы испытуемого (время выполнения и объем правильно решенных задач). Как правило, в таких тестах нет явления нарастающей трудности (см. вопрос 70) задания. В тестах результативности основным показателем является количество правильно решенных заданий. Скорость выполнения имеет второстепенное значение. Трудность заданий, как правило, возрастает.
Особо стоит выделить нейропсихологические тесты, направленные на выявление неврологических областей поражения или нарушенного функционирования.
Процедура проведения тестирования.
Тестирование – это высоко формализированный метод, поэтому процедура его проведения должна соответствовать всем требованиям стандартизации. Исследователю следует строго придерживаться хода проведения методики тестирования, а также не изменять инструкцию для испытуемого.
Преимущества и недостатки тестирования.
Преимуществами тестирования является то, что они значительно сокращают время исследования. Кроме того, возможно применение групповой формы тестирования. Недостатками тестирования является то, что они не могут быть на 100 % валидны и надежны. То есть имеет место определенная степень ошибочности полученных данных. Большинство тестов измеряют показатели испытуемых путем их сравнения с нормативами референтной группы, тогда как статистическая норма не является наиболее объективным психодиагностическим критерием. В настоящее время разрабатывается теория социально-психологического норматива как психодиагностического критерия. Социально-психологический норматив – это культурно обусловленный уровень ожиданий общества от человека (как его личностных, так и интеллектуальных характеристик). [12]
В настоящее время разрабатываются компьютерные формы тестирования. Преимуществами компьютерной диагностики является стандартность процедуры, измерение времени на обдумывание вопроса, адаптированный выбор следующего задания. Недостатками – нет непосредственного наблюдения за испытуемым. В Российской действительности достаточно распространена компьютерная неграмотность, и многие испытуемые подвергаются воздействию определенного стресса при работе на компьютере, что влияет на результаты исследования. Кроме того, компьютер способен проинтерпретировать данные только на уровне математической обработки (количественный анализ данных). Тогда как любое психологическое исследование требует тщательного и качественного анализа результатов диагностики.
Личностный опросник
Личностный опросник – это стандартизированный самоотчет (с закрытыми и открытыми вопросами). Задания представлены в виде вопросов или утверждений. Главным отличием личностных опросников от тестов является то, что в них нет правильных ответов, все ответы испытуемого являются равнозначными.
Виды личностных опросников.
Выделяются опросники черт личности (многофакторные и с одной шкалой), типологические опросники, опросники мотивов, опросники установок, опросники ценностей, социально-психологические опросники.
Особо следует выделить опросники экспертных оценок – это опросники, вопросы которых предназначены для оценки качеств другого человека (в качестве экспертов часто выступают педагоги, руководители, коллеги, одноклассники, родители и другие родственники).(см. вопрос 36)
В социальной психологии Дж.Морено разработан особый тип личностного опросника – социометрический.
Процедура проведения личностного опросника.
Как и при тестировании, проведение личностного опросника должно быть единообразным для всех испытуемых. Самым сложным для психолога этапом является интерпретация полученных результатов. Так как при характеристике личности необходимо учитывать не только количественные показатели, но также и провести качественный анализ ответов испытуемого, учитывать данные наблюдения за испытуемым во время прохождения опросника.
Недостатки и преимущества личностного опросника.
Преимуществами опросника является то, что он значительно сокращает время исследования личности. Недостатками – то, что данные основываются только на сознательных самоотчетах испытуемого, а бессознательный уровень психики остается малоисследованным. Кроме того, в опросниках часто встречаются шкалы лжи, предназначенные для выявления у испытуемого установки на искажение информации, то есть представление себя в более выгодном свете. Как правило, это социально-обусловленные установки, а также мотивация сознательно исказить результаты исследования. Кроме того, имеют место трудности с неоднозначностью понимания испытуемыми вопросов.
Трудности при интерпретации полученных данных связаны в первую очередь с тем, что исследователь должен хорошо знать теоретическую основу, на которой построен опросник.
Опросник-анкета
Анкетирование – это письменный стандартизированный опрос с возможностью использования как открытых, так и закрытых вопросов.
Открытые вопросы – это вопросы, на которые респондент должен дать самостоятельный ответ (без вариантов ответа). Закрытый вопрос содержит перечень возможных вариантов ответов, предложенных на выбор. При ответе на закрытый вопрос, отдельно указывается, нужно ли выбрать только один вариант ответа или возможен выбор нескольких. Прямой вопрос формулируется в личной форме и направлен на получение непосредственной информации, например, «Как часто ты ходишь в кино?». Косвенный вопрос предполагает получение информации, с помощью которой в дальнейшем будет сделан вывод об испытуемом, например для получения той же информации может быть использован вопрос «Перечисли фильмы, которые ты видел за последний месяц в кинотеатре».
Анкетирование направлено на сбор фактической информации об испытуемом, но с помощью него нельзя сделать выводы о личности испытуемого (как в случае личностных опросников). Обработка анкетирования – статистическая с элементами качественного анализа. Иногда опросники-анкеты имеют свои статистические нормативы, как личностные опросники, но они не являются таковыми, так как не направлены на исследование личности. Стандартизированное интервью отличается от анкетирования с открытыми вопросами тем, что анкетирование не направлено на исследование личностных структур, а интервью – как правило, направлено именно на это. Обработка результатов стандартизированного интервью – качественная с элементами статистических методов.
В анкетировании и стандартизированном интервью применяются различные исследовательские подходы. В анкетировании – статистический, результаты усредняются, редкие ответы не учитываются. Интервью основывается на феноменологическом подходе, суть которого заключается в ценности любого психологического феномена. Каждый ответ каждого испытуемого – равноценен для исследования.
Процедура проведения.
Анкета должна быть по возможности краткой, поэтому в нее должны быть включены наиболее существенные вопросы. Формулировка вопросов должна быть тактичной и обеспечивать правдивость ответов респондента (то есть исключать его желание выставить себя в более лучшем свете). При составлении анкеты, как правило, проводится предварительное пилотажное анкетирование для проверки «работоспособности» анкеты. По результатам проведения анкетирования уточняются и переформулируются вопросы, исключаются не эффективные пункты, меняется последовательность. Так, например, трудные или эмоционально значимые вопросы, затрагивающие интимные стороны жизни следует поместить в конец анкеты.
Анкетирование часто проводится при проведении социальных опросов, поэтому предполагает обширную группу испытуемых и статистическую обработку информации.
Недостатки и преимущества.
Ограничением анкетирования является то, что оно не пригодно для глубокого исследования психологических процессов, достоинством – возможность исследования обширной группы лиц.
Мало формализованные методы
Проективные техники
Проективные техники – это методики с неопределенным стимульным материалом, который испытуемому предлагается структурировать.
Проективные методики основываются на проекции. Существует разница между психоаналитическим и психодиагностическим пониманием этого феномена. В психоанализе проекция понимается как защитный механизм, заключающийся в неосознанном приписывании другому человеку неприемлемых для самого себя свойств. В 1939 году Лоуренс К. Франк ввел понятие проективных методик. В психодиагностике проекция понимается как «процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно-нейтральным, не структурированным материалом…в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, продукты деятельности испытуемого (рисунки, истории и т.д.) несут на себе отпечаток его личности».
Виды проективных техник.
Г.М. Прошанский классифицирует проективные методики в зависимости от ответа испытуемого: [10, стр. 105]
ассоциативные – когда стимулы вызывают у испытуемого ассоциации (Незаконченные предложения Д.Сакса и С.Леви);
интерпретативные – когда испытуемому предлагается прокомментировать стимул (ТАТ, методика Роршаха).
манипулятивные – когда испытуемому предлагается что-либо сконструировать из нейтрального материала (тест мозаики Ловенфельд).
свободный выбор – когда испытуемому предлагается определенное задание, выполнение которого всегда уникально (например, рисуночные методики).
Л.Франк выделял 7 типов проективных методик:
1) конститутивные (придание смысла бессмысленным стимулам: тест Роршаха);
2) конструктивные (создание из деталей осмысленного целого: тест Мира);
3) интерпретативные (истолкование события: ТАТ);
4) катартические (через игровую деятельность: психодрама);
5) экспрессивные (рисуночные);
6) импрессивные (предпочтение одних стимулов другим: тест Люшера);
7) аддитивные (завершение предложения, рассказа, истории).
Процедура проведения проективных техник.
Кроме того, что процедура должна быть стандартной, необходимо учитывать и то, что испытуемому нельзя подсказывать или предлагать какой-либо вариант выполнения задания. При проведении большинства проективных техник очень важно провести диагностическое интервью или беседу по ходу выполнения методики или после ее завершения. Особенно это касается рисуночной диагностики.
Преимущества и недостатки проективных техник.
Преимуществами является возможность диагностировать бессознательные структуры личности. Кроме того, рисуночная диагностика очень эффективна при исследовании ребенка, так как детям еще трудно выразить свои эмоциональные переживания вербально.
Недостатками данных методик является, как правило, не высокая валидность, а также сложность интепретации данных, которую заметно облегчает данные дополнительного диагностического исследования (опросники, беседа).
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.