Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
Отрочество и юность образуют переходный период между детством и взрослостью и проходят в конкретной культурной среде. На пороге вступления в культурную нишу XXI века подростки сталкиваются с внешней средой, определяющими факторами которой являются возрастная сегрегация, длительная экономическая зависимость молодежи, нестабильность в мире и средства массовой информации. В отрочестве—юности происходят существенные морфо-функциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. Поскольку образ тела зависит от внешнего вида индивидуума и его реакций на этот внешний вид, то серьезные изменения, происходящие с телом, влекут за собой изменение Я-образа. Подростки одновременно испытывают интерес, восхищение и тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают свое тело с культурным идеалом. Рано созревающие мальчики имеют определенные преимущества по сравнению с поздно созревающими, в то время как для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Сексуальность — одна из основных проблем, которую должны разрешить юноши и девушки, — также находится под влиянием культурных норм и ценностей. (ранняя сексуальную активность)
Параллельно физиологическим и социальным изменениям происходит также изменение когнитивных способностей подростков. Когнитивные изменения в отрочестве - юности характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактного мышления, не привязанного к существующим в данный момент конкретным условиям внешней среды. Вследствие роста метакогнитивных умений, таких как текущий самоконтроль и саморегуляция, подростки могут размышлять о своих собственных мыслительных процессах и о мышлении других людей. Сторонники информационного подхода к развитию также утверждают, что подростки приобретают метакогнитивные умения, которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий.
По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей подростков содержание их мышления также становится более широким и сложным. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что подростки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к появлению у них новой формы эгоцентризма. В этот период некоторым подросткам кажется, что они постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, а некоторые верят, что их повседневная жизнь направляется неким персональным мифом или сценарием. На протяжении юности подростковый эгоцентризм обычно идет на убыль, так как в этом возрасте юноши и девушки начинают осознавать, что они не находятся в центре внимания всего мира.
Способность рассуждать на высоком моральном уровне также связана с совершенствованием когнитивных способностей. Старшие подростки при вынесении суждений об этичности поступков чаще, чем младшие подростки, пользуются конвенциональными (по Колбергу) аргументами или самостоятельно выбранными этическими принципами. Однако, вообще говоря, моральные рассуждения более высокого уровня не всегда ведут к соответствующему моральному поведению.
Отрочество и юность составляют тот критический переходный период, в течение которого ребенок превращается во взрослого. Решение многих проблем, с которыми сталкиваются юноши и девушки, в том числе проблем, касающихся сексуальности, морали, выбора убеждений и профессии, определит характер всей их дальнейшей жизни. Они обретают уникальную способность рассматривать свое поведение в прошлом интегрировать его с реальностью настоящего и мысленно переноситься в собственное будущее.
Для достижения статуса взрослости юноши и девушки должны справиться с рядом задач развития, возникающих на этом этапе жизненного пути. Эти задачи включают формирование целостной идентичности, или целостного Я, и относительной независимости или взаимозависимости. В процессе выполнения этих задач могут иметь место частые смены настроения, вспышки эмоций и конфликты, однако далеко не всегда. «Буря и натиск», в действительности, не являются неотъемлемыми сторонами отрочества и юности. У многих тинэиджеров конфликты возникают по сравнительно незначительным поводам, и большая часть разногласий успешно преодолевается вместе с родителями.
По мере того как интеллект в своем развитии достигает уровня формальных операций, подростки начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь. Эриксон считал формирование эго-идентичности главной задачей отрочества—юности.
Кроме самопознания, источниками идентичности для подростков служат референтные группы и значимые другие. Это ставит перед ними в высшей степени сложную задачу — интегрировать получаемую о себе разнородную информацию в целостную, непротиворечивую личность.
Джеймс Марсиа модифицировал концепцию Эриксона, чтобы определить 4 статуса идентичности, через которые юноши и девушки могут проходить в процессе развития своей идентичности. Прежде всего, если молодые люди связали себя обязательствами, не проходя через кризис идентичности, то говорят, что они находятся в статусе предрешенности. Если же они не прошли через кризис идентичности и не связали себя никакими обязательствами, они находятся в статусе диффузии. В статусе моратория находятся молодые люди, переживающие кризис идентичности и пытающиеся определиться в отношении себя и своего будущего. И, наконец, те, кто успешно прошел через кризис идентичности и самостоятельно принял на себя определенные обязательства, находятся в статусе достижения идентичности. На статус идентичности индивидуума влияют различные факторы, включая социальные ожидания, Я-образ и реакции на стресс.
Семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростков по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большой степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи. Большинство семей успешно справляются с этим переходным периодом, пересматривая роли и сохраняя при этом сплоченность, гибкость и открытое, прямое общение, воспитывать подростков сегодня труднее, чем когда-либо, из-за изменений, которые претерпела американская семья. По мере ослабления роли семьи возрастает роль сверстников и значимых других. Эмоциональная поддержка, которую подростки получают от них, чрезвычайно важна для развития социальных навыков.
Дружба и отношения со сверстниками становятся «дорогой жизни» для подростков. Тинэйджеры обычно выбирают друзей среди себе подобных и разделяющих их ценности. В отрочестве дружеские связи и ухаживание строятся на таких лежащих на поверхности свойствах, как внешность и статус. В юности обязательства перед друзьями и их выбор воспринимаются более серьезно и, вероятно, отражают ценности индивидуума. Первые свидания сначала назначаются внутри группы сверстников и лишь потом приобретают более интимный характер.
Частью разрешения кризиса идентичности является приобретение личных моральных норм. Чтобы сформировать свою систему моральных ценностей, требуется мышление на уровне формальных операций. Без него подросток не способен оценить альтернативы, использовать логику причинно-следственных связей или размышлять о своем прошлом и будущем. Хоффман полагает, что на развитие морали в разном возрасте влияют различные факторы. У маленьких детей, например, мораль развивается благодаря основанному на тревоге сдерживанию. В период среднего детства основным фактором морального развития становится основанная на эмпатии забота о других. И наконец, в отрочестве и юности использование формально-операционального интеллекта с его возможностями интроспекции и гипотетического мышления завершает этот процесс. Хоффман считает, что моральное развитие личности может происходить одновременно по всем 3 направлениям.
В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеют место употребление наркотиков и другие формы рискованного поведения. Отчасти это попытки ослабить стрессы; в других отношениях — это проявление когнитивной деятельности. Рискованное поведение может быть следствием когнитивного экспериментирования или — диаметрально противоположного ему — стремления к примитивному наслаждению. Для подростков их употребление часто служит символом взрослости.
Не все социальные группы можно охарактеризовать положительно. Для тинэйджеров существует вероятность связаться с плохой компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей — делинквентов. Делинквентами чаще становятся мальчики-подростки, живущие в городах, принадлежащие к группам национальных меньшинств и растущие в неполных семьях. Делинквентность также связана с такими психологическими особенностями, как, например, потребность в аффилиации или нежеланием учиться контролировать импульсивные действия.
Время от времени тинэйджеры сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь справиться со стрессом. Результатом этого могут быть депрессия, импульсивное поведение (acting-out), бунт, употребление наркотиков или самоубийство. Депрессия не очень распространена среди тинэйджеров, но это состояние опасно по своим последствиям и часто сочетается с другими проблемами, такими как нарушения пищевого поведения или нервный срыв. Симптомы депрессии обнаруживают чаще у девушек, чем у юношей.
К концу юности индивидуум сформировал идентичность и либо уже связал, либо готов связать себя конкретными обязательствами «любить и работать» будет поддерживать его идентичность на протяжении взрослости. Становление юноши в социуме в этот период связано с началом профессионального самоопределения.
Специфические подростковые р-ции:
- р-я отставки – пассивно оборонительная р-я
- р-я протеста - при чрезмер. Требованиях, появлении новыч членов семьи и т.п.
- р-я компенсации – при недоразвитии к-л. Ф-ции подросток компенсирует её более развитой ф-ей
- эмансипация – самоутверждение ч\з выход из-под к-ля старших, несоблюдение норм и правил
- р-я группирования – значимость референтной группы
- р-я имитации – подражание кумиру
- р-я увлечения: телесно-манипулятивные хобби (рукоделие, интерес к св. телу…); эгоцентричность (стремление быть в ц. внимания).
- р-я накопительства
- р-ии, возникающие на фоне секс. Р-я: агрессия из-за неспособности к адекватному общению с противоположным полом.
Защитные механизмы (А. Фрейд):
+ интеллектуализация (рационализация)
+ аскетизм (отвержение собственных инстинктов)
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА – «Усиление» черт характера. В неблагоприят. Условиях среды АХ м. преобразоваться в личностные психические нарушения – психопатии в старшем в-те:
Гипертимный
Циклойдный
Лабильный
Конформный
Шизоидный
Эпилептоидный
Неустойчивый
Паранояльный
Психастенический
Истерический
Я ДУМАЮ, ЧТО ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЖДОГО ТИПА УЖЕ НАИЗУСТЬ ВСЕ ЗНАЮТ, ТАК ЧТО НЕ БУДЕМ МАРАТЬ БУМАГУ.
КОНЕЦ.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.