logo
Ответы по психологии

Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) воз­раста.

Развитие психических функций. Рассматривая развитие психических функций, отметим прежде всего что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произношение слов становится более правильным. К трем годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение речи ребенкато, что слово приобретает для него предметное значение. Быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрослым. К 3 годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально состоят из 2-3 слов. К 3 годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Расширяется круг общения (не только близкие люди).

В раннем детстве из психических функций доминирует восприятие. Наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше – ему что-то вспоминается. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Мышление развивается в процессе практической деятельности, также совершенствуются и сами предметные действия. Для развития ребенка раннего возраста важны такие действия, как рисование и игра. Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.

Начинает зарождаться самосознание. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице, позже появляется местоимение «Я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка («я хороший»).

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Эльконину.

Жизненный мир на протяжении почти всего раннего детства остается простым: ребенок живет только ситуациями, каждое его побуждение связано с непосредственным восприятием.