Дидактика а. Дистервега.
ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866), немецкий педагог, д-р философии (1820). В 1811-20 преподавал физику и математику в гимназиях и образцовых школах Германии; директор учительских семинарий в Мёрсе (1820-32), Берлине (1832-47); преподавал в них педагогику, математику, немецкий язык. В 1827- 1866 издавал педагогический журнал "Рейнские листки...", в котором поместил св. 400 статей, особое внимание уделял народной школе. В 1831-41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза. В июле 1848 вместе с депутатами левой фракции прусского национального собрания подписал "Записку 23", авторы которой требовали единой народной школы для "всех детей нации без различия состояний и будущего призвания". В 1847 был отстранён от должности, а в 1850 уволен в отставку. С 1851 издавал "Педагогический ежегодник". Д. разделял идеи общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не "истинных пруссаков". Последователь И.Г. Песталоцци, Д. был автором св. 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Широко известны его "Руководство к математической географии" (1840; рус. пер. 1844) и "Элементарная геометрия" (1860; рус. пер. 1870, 1876). В 1835 опубликован осн. труд Д. "Руководство к образованию немецких учителей"; 1-я его часть посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, 2-я (написанная в соавторстве с другими учителями) - гл.о. преподаванию отдельных предметов. Этот труд переводился на русский язык в 1913 (сокращённое изд.) и 1956 (расширенное) под названием "Руководство для немецких учителей". Осн. принципами воспитания Д. считал природосообразность (учет природных и возрастных особенностей), культуросообразность, самодеятельность. Д. определял ценность отдельных предметов исходя из их стимулирующего влияния на умственную активность учащихся; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения сформулированы Д. в чётких правилах - принципах обучения. Д. дал психологическое обоснование впервые выраженным Я.А. Коменским правилам: "от близкого к далёкому", "от простого к сложному" и др. Условием успешного усвоения учебного материала Д. считал его доступность. Решающую роль в воспитании и обучении детей Д. отводил учителю. Педагогические идеи Д. распространились далеко за пределами Германии.
С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистерверг. Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усилении значимости их самостоятельной работы.
Он был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность он считал решающим фактором, определяющим личность и поведение.
Дистерверг считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила.
Высказав мысль о ведущей роли обучения в процессе воспитанияподрастающего поколения, Дистервег пытался найти основные принципы воспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своей
деятельности каждый учитель.
Принцип природосообразности. Природосообразность воспитания предполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенка уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности; построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов.[5]
Дистервег ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и
образовательное обучение". Он предлагал в воспитании и обучении следовать
природе человека, учитывать индивидуальные и возрастные особенности
ребенка. Также он подчёркивал, что, только зная
психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие
детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и Песталоцци,
Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым
свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки,
чтобы они могли самодеятельно развиваться. «Без возбуждения не может быть
развития.. Воспитывать — значит возбуждать. Теория воспитания является
теорией возбуждения» Дистервег
использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы
против феодальной педагогики. В противоположность схоластической
педагогике, игнорировавшей природные возможности, склонности и интересы
детей, он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные
силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой
определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании
развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка
не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии,
предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на
практике.
Требование Дистервега относительно учета индивидуальных особенностей
детей в процессе воспитания и обучения тесно связано с требованием
одновременного изучения этого процесса.
Таким образом, Дистервег приходит к выводу, что правильное, разумное
воспитание детей должно строиться на основе знания законов естественного
развития ребенка. Изучение этих законов — задача детской психологии,
которой он придавал очень большое значение. Психологию он даже называл
«основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его время она
еще не была подлинной наукой и делала лишь свои первые шаги. На основе
изучения психологических особенностей детей и подростков
2. Принцип культуросообразности означает организацию
учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней
и общественной культуры. Считая, что учитель и воспитатель всегда должны
принимать во внимание потребности своего времени, своего народа, Дистервег
указывал на очень большое значение преподавания отечественной истории и
географии, родного языка и родной литературы. Однако к правильному
пониманию общественного характера воспитания он прийти не мог.
Идеалистически представляя себе взаимоотношение между человеком и
обществом, Дистервег считал, что сущность человека определяется природными,
внутренними качествами, присущими ему от рождения. Поэтому-то и принцип
культуросообразности подчинен у него принципу природосообразности.
Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросу Дистервег изложил в
статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в которой делил
культуру на три большие области: культура внешняя, культура внутренняя и
культура общественная. К внешней культуре он относил способы удовлетворения
физических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы его
нравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, его
познавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественная
культура включает в себя господство человека над силами природы и все формы
его общественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Таким
образом, общественная культура, по Дистервегу, занимает как бы
промежуточное место между внешней и внутренней культурой. Обучение, по его
мысли, становится развивающим и воспитывающим только тогда, когда оно
строится с учетом данных внешней, внутренней и общественной культуры.
3. Принцип самодеятельности
Самодеятельность, под которой он понимал активность, инициативу, Дистервег
считал важнейшей чертой личности В развитии детской самодеятельности он видел и
конечную цель, и непременное условие всякого образования: «Пробуждение
самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением
его формального развития и воспитания».
Ум, воля, память, мышление, наблюдательность,
свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о
развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.
Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает
проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по
самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого
самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии
природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик,
техник или музыкант, — это уже дело не учителя.
Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному,
самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму
феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие
самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна
вести к сознательной деятельности в жизни.
Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику
развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге
“Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г.,
приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на
обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности
усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе
обучения.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.