logo
Ответы по психологии

Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.

Соц. психология – отрасль псих. науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включённостью их в соц. группы, а также псих. особенности этих групп.

В процессе уточнения предмета можно выделить несколько этапов:

1. накопление социально – психологических знаний в сфере философии и общей психологии (6 век до н. э. – середина 19 века).

2. выделение социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область (50 – 60 гг. 18 века – 20-е гг. 20 века)

3. оформление социальной психологии как самостоятельной науки.

Первоначально социальная психология не могла обозначить свой предмет, т. к. одни считали её отраслью социологии, другие – частью общей психологии, 3-е: социальная психология – это связующее звено между социологией и общей психологией.

В зарубежной соц. психологии каждая научная школа старалась по своему определить её предмет, исходя из собственного понимания вопросов (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, психология народов и т. д.)

В отечественной социальной психологии выделяют несколько этапов, связанных с дискуссией о предмете.

1 этап – 20-е годы. Дискуссия проходила наиболее остро. Возникло псевдонаучное понимание.

Челпанов сыграл важную роль, т. к. разделил соц. психологию на социальную и собственно психологию. Соц. психология, по его словам, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология оставаться эмпирической.

2 этап – 50-е годы. Выделяют три подхода:

а) соц. психология – это наука о «массовидных явлениях психики»

б) предмет личности

в) соц. психология – наука, изучающая массовые псих. процессы и положения личности в группе.

Затрудняло определение предмета соц. психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась в русле житейских представлений.

Т. о., предметом соц. психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально – психологических явлений (подражания, внушения, заражения, убеждения) на макро – среднем и микоуровне. Это предмет только одной из частей соц. психологии – теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психо – технологий.

Задачи (см. вопрос № 61)

  1. Задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, к содержанию её теоретических позиций, методов и результатов исследований

  2. Задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования.

Они выдвигаются из всех сфер общественной жизни. Прикладные исследования определяются задачами, связанными с изменениями в массовом сознании.

Парадигмы

  1. Платон (коллективистическая теория).

Он говорил, что в отношениях между социумом и индивидом ведущее место занимает социум.

  1. Аристотель (индивидуалистическая позиция)

Первичным является индивид, а не общество, а общество зависит от его представителей.

  1. Зарождение психологии народа

Возникает идеалистическая наука, предметом которой является дух или душа народа.

Язык, нравы, обычаи – это предмет изучения психологии народов.

Вундт: «существует описательная и ? , т. е. психология народов.»

  1. Психология масс

Сигель: человек в толпе меняется, находится в гипнотическом состоянии.

Лебон (Франция): выделил признаки нахождения человека в массе: обезличенность, преобладание аффекта , утрата интеллекта.

Теория Тарда – теория подражания или заражения.

  1. Теория инстинктов (автор Макдугалл.)

Макдугалл выделяет инстинкты, которые являются сознательными и определяют всю жизнь общества. Он считает, что каждый инстинкт проявляется в определённой сфере.

  1. Экспериментальный подход

Выделяют 4 теорет. Ориентации, в рамках которых группируются исследования:

а) психоанализ (Байон, Шепард, Шутц)

б) бихевиоризм (Халл, Скиннер). Основная схема: стимул – реакция. Исследуется либо один человек, либо группа.

в) когнетивизм (Фестингер и Ньюком)

Предметом являются когнитивные конструкции, которые позволяют объяснить межличностные отношения.

г) интеракционизм (Мид)

Ключевое понятие «взаимодействие», в ходе которого осуществляется формирование личности.