Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
Соц. психология – отрасль псих. науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включённостью их в соц. группы, а также псих. особенности этих групп.
В процессе уточнения предмета можно выделить несколько этапов:
1. накопление социально – психологических знаний в сфере философии и общей психологии (6 век до н. э. – середина 19 века).
2. выделение социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область (50 – 60 гг. 18 века – 20-е гг. 20 века)
3. оформление социальной психологии как самостоятельной науки.
Первоначально социальная психология не могла обозначить свой предмет, т. к. одни считали её отраслью социологии, другие – частью общей психологии, 3-е: социальная психология – это связующее звено между социологией и общей психологией.
В зарубежной соц. психологии каждая научная школа старалась по своему определить её предмет, исходя из собственного понимания вопросов (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, психология народов и т. д.)
В отечественной социальной психологии выделяют несколько этапов, связанных с дискуссией о предмете.
1 этап – 20-е годы. Дискуссия проходила наиболее остро. Возникло псевдонаучное понимание.
Челпанов сыграл важную роль, т. к. разделил соц. психологию на социальную и собственно психологию. Соц. психология, по его словам, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология оставаться эмпирической.
2 этап – 50-е годы. Выделяют три подхода:
а) соц. психология – это наука о «массовидных явлениях психики»
б) предмет личности
в) соц. психология – наука, изучающая массовые псих. процессы и положения личности в группе.
Затрудняло определение предмета соц. психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась в русле житейских представлений.
Т. о., предметом соц. психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально – психологических явлений (подражания, внушения, заражения, убеждения) на макро – среднем и микоуровне. Это предмет только одной из частей соц. психологии – теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психо – технологий.
Задачи (см. вопрос № 61)
Теоретические
Задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, к содержанию её теоретических позиций, методов и результатов исследований
Задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования.
Прикладные
Они выдвигаются из всех сфер общественной жизни. Прикладные исследования определяются задачами, связанными с изменениями в массовом сознании.
Парадигмы
Платон (коллективистическая теория).
Он говорил, что в отношениях между социумом и индивидом ведущее место занимает социум.
Аристотель (индивидуалистическая позиция)
Первичным является индивид, а не общество, а общество зависит от его представителей.
Зарождение психологии народа
Возникает идеалистическая наука, предметом которой является дух или душа народа.
Язык, нравы, обычаи – это предмет изучения психологии народов.
Вундт: «существует описательная и ? , т. е. психология народов.»
Психология масс
Сигель: человек в толпе меняется, находится в гипнотическом состоянии.
Лебон (Франция): выделил признаки нахождения человека в массе: обезличенность, преобладание аффекта , утрата интеллекта.
Теория Тарда – теория подражания или заражения.
Теория инстинктов (автор Макдугалл.)
Макдугалл выделяет инстинкты, которые являются сознательными и определяют всю жизнь общества. Он считает, что каждый инстинкт проявляется в определённой сфере.
Экспериментальный подход
Выделяют 4 теорет. Ориентации, в рамках которых группируются исследования:
а) психоанализ (Байон, Шепард, Шутц)
б) бихевиоризм (Халл, Скиннер). Основная схема: стимул – реакция. Исследуется либо один человек, либо группа.
в) когнетивизм (Фестингер и Ньюком)
Предметом являются когнитивные конструкции, которые позволяют объяснить межличностные отношения.
г) интеракционизм (Мид)
Ключевое понятие «взаимодействие», в ходе которого осуществляется формирование личности.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.