Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
Сюда же: ЭРИК БЕРН и манипуляции!!!! Все, что помните, это про коммуникацию.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с людьми, - политикам, бизнесменам, учителям и т.д. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним нужно каждому. В работе учителя это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха. Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этнология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие "общение" свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, связана с его вездесущностью. В тоже время, попытки охватить всевозможные составляющие понятия "общение" приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание общения - информация, которая передается от одного человека к другому. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение много предметно, разнообразно по своему внутреннему содержанию. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения представляет собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: биологических, социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
К средствам общения относятся:
1. Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. 2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. 3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. 4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, (иметь закрепленные за ними значения), так и экспрессивными (служить для большей выразительности речи). 5. Расстояние, на котором общаются собеседники (зависит от степени доверия, культурных и национальных традиций).
Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру. Здесь можно выделить три взаимосвязанные стороны:
1) коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между людьми; 2) интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми; 3) перцептивная сторона общения предполагает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, выделение их осуществляется лишь в целях анализа. Обозначенные здесь цели общения выделяются лишь в условиях непосредственного контакта между людьми
В деятельности учителя общение выступает:
* как средство решения учебных задач; * как система социально психологического обеспечения воспитательного процесса; * как способ организации взаимоотношений преподавателя и учеников; * как процесс, вне которого невозможно развитие индивидуальности школьника.
Таким образом, под педагогическоим общением понимается система, приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива [3, C. 281]. На необходимость овладения техникой педагогического общения указывали многие выдающиеся педагоги. Это возможно лишь в случае четкого представления механизма педагогического взаимодействия.
В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Знак - это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации [1, С. 11]. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную (речевую) и невербальную (неречевую) коммуникации, следовательно, педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального.
Вербальная коммуникация (от лат. verbalis - словесный) - общение, осуществляемое с помощью слов. В качестве системы знаков здесь выступает речь (знак = слово). Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода знаний, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников. По этой причине здесь большое внимание уделяется значению и смыслу слов, фраз (разум человека проявляется в ясности его речи). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие:
1. Кинесика - общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима). 2. Проксемика. Основатель проксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией. 3. Визуальное общение - контакт глаз.
Отдельно следует остановиться на паралингвистике и экстралингвистике. Они представляют собой "добавки" к вербальному общению, но носит невербальный характер. Паралингвистика - выразительные качества голоса: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса. Также сюда относятся ритм, тембр, интонация и дикция. Экстралингвистика - это включение в речь пауз, покашливания смеха. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для эмоционального дополнения межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60% до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20%-40% информации передается с помощью вербальных [1, С. 153]. В педагогическом общении важны как вербальный, так и невербальный виды коммуникации, так как они всегда существуют вместе, дополняя друг друга. Умелое, мастерское педагогическое общение - главное условие успешной педагогической деятельности. Оно должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом. Каковы же слагаемые оптимального педагогического взаимодействия?
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников - это любовь к учителю. Любовь воспитанников к своему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса. Часто говорят и пишут о такой любви, как о награде мастеру, но это еще и могучие средство и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела. Второе условие успешности педагогического общения - знание психологии и владение приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включается этика и психология общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов общения. К сожалению, в нашей стране, даже в педагогических вузах эта подготовка оставляет желать лучшего. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике сначала называют умением, а потом – мастерством.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.