logo
Ответы по психологии

Психолого-педагогическая проблема коммуникации.

Сюда же: ЭРИК БЕРН и манипуляции!!!! Все, что помните, это про коммуникацию.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с людьми, - политикам, бизнесменам, учителям и т.д. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним нужно каждому. В работе учителя это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха.         Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этнология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие "общение" свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, связана с его вездесущностью. В тоже время, попытки охватить всевозможные составляющие понятия "общение" приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.         Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель и средства.         Содержание общения - информация, которая передается от одного человека к другому. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение много предметно, разнообразно по своему внутреннему содержанию.         Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения представляет собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: биологических, социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

К средствам общения относятся:

     1. Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.      2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.      3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.      4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, (иметь закрепленные за ними значения), так и экспрессивными (служить для большей выразительности речи).      5. Расстояние, на котором общаются собеседники (зависит от степени доверия, культурных и национальных традиций).

        Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру. Здесь можно выделить три взаимосвязанные стороны:

     1) коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между людьми;      2) интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми;      3) перцептивная сторона общения предполагает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

        Каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, выделение их осуществляется лишь в целях анализа. Обозначенные здесь цели общения выделяются лишь в условиях непосредственного контакта между людьми

        В деятельности учителя общение выступает:

* как средство решения учебных задач; * как система социально психологического обеспечения воспитательного процесса; * как способ организации взаимоотношений преподавателя и учеников; * как процесс, вне которого невозможно развитие индивидуальности школьника.

        Таким образом, под педагогическоим общением понимается система, приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива [3, C. 281].         На необходимость овладения техникой педагогического общения указывали многие выдающиеся педагоги. Это возможно лишь в случае четкого представления механизма педагогического взаимодействия.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.         Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Знак - это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации [1, С. 11].         Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную (речевую) и невербальную (неречевую) коммуникации, следовательно, педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального.

        Вербальная коммуникация (от лат. verbalis - словесный) - общение, осуществляемое с помощью слов. В качестве системы знаков здесь выступает речь (знак = слово). Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода знаний, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.         Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников. По этой причине здесь большое внимание уделяется значению и смыслу слов, фраз (разум человека проявляется в ясности его речи). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.         Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие:

1. Кинесика - общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима). 2. Проксемика. Основатель проксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией. 3. Визуальное общение - контакт глаз.

Отдельно следует остановиться на паралингвистике и экстралингвистике. Они представляют собой "добавки" к вербальному общению, но носит невербальный характер. Паралингвистика - выразительные качества голоса: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса. Также сюда относятся ритм, тембр, интонация и дикция. Экстралингвистика - это включение в речь пауз, покашливания смеха.         Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.         Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для эмоционального дополнения межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60% до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20%-40% информации передается с помощью вербальных [1, С. 153].         В педагогическом общении важны как вербальный, так и невербальный виды коммуникации, так как они всегда существуют вместе, дополняя друг друга.         Умелое, мастерское педагогическое общение - главное условие успешной педагогической деятельности. Оно должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом. Каковы же слагаемые оптимального педагогического взаимодействия?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников - это любовь к учителю. Любовь воспитанников к своему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса. Часто говорят и пишут о такой любви, как о награде мастеру, но это еще и могучие средство и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.         Второе условие успешности педагогического общения - знание психологии и владение приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включается этика и психология общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов общения. К сожалению, в нашей стране, даже в педагогических вузах эта подготовка оставляет желать лучшего.         И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике сначала называют умением, а потом – мастерством.