Педагогические взгляды я.А. Коменского.
Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. В нем Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, веем этим человечество обязано ему». Его известность и мировое признание, педагогические идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.
Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.
Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».
Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».
Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского "усердно занимающийся"».
В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).
Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие
утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.
Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в
научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке
Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует
учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и
законы природы самого воспитания.
В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет
человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания
сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему
правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из
тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их
к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания
«как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным
процессом саморазвития воспитанника.
При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а
сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности
ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения,
серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем
природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»
педагогика естественного и свободного развития природных сил и
способностей.
На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает
грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о
рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную
обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие
педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»
человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на
рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время
взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для
каждого этапа задачи.
Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:
детство - от рождения до 6 лет включительно |
отрочество - от 6 до 12 лет |
юность - от 12 до 18 лет |
возмужалость - от 18 до 24 лет |
В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство
характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -
языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более
высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и
способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным
особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень
образования.
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он
подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества
предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,
местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или
гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой
области - академия.
В плане содержания образования этот принцип последовательного
изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый
возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и
исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской
школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает
учебники.
Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске
«естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на
целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю
работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость»,
которую ученик брал памятью и напряжением воли.
Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею
всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного
века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как
неотъемлемого права каждого человека.
Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в
педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей
системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности
человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-
нравственная направленность развития личности.
В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как
гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является
ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей
растущего человека.
Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в
нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее
развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих
природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в
системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия
педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей
субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического
процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в
самовоспитание.
Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником
уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание,
самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию,
самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника
обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,
«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется
в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,
органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что
свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.
1) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не
пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и
основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует
сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует
формализм.
2) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение
учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и
явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает
золотым правилом обучения.
3) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний
Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует
овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и
методической последовательности.
4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически
проводимые упражнения и повторения.
Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали
формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения
новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение
знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению,
упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию
предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в
практической деятельности.
Семейное воспитание в педагогике Коменского
Важной функцией семейного воспитания для Каменского является
пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению
пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими
учебными предметами, методом обучения и школьным начальством
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания,
Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой
ступени образовании.
Цель школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно
внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их
предметами и распознавать их
Цель воспитания
Дистервег видел в том, чтобы развить в подрастающем поколении
«самодеятельность в служении истине, красоте и добру». При всей
абстрактности и неопределенности этой туманно-романтической формулы, она
имела все же прогрессивное значение для своего времени, так как в
противовес реакционным официальным «установкам», возбуждала у учительства
стремление к каким-то высшим человеческим целям жизни и воспитания.
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то , что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.
Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.
Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.
Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.
“Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.
“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.
“Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.
Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности?
Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.