logo
Ответы по психологии

Педагогические взгляды я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. В нем Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, веем этим человечество обязано ему». Его известность и мировое признание, педагогические идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».

Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».

Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского "усердно занимающийся"».

В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие

утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в

научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке

Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует

учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и

законы природы самого воспитания.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет

человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания

сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему

правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из

тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их

к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания

«как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным

процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а

сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности

ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения,

серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем

природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»

педагогика естественного и свободного развития природных сил и

способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает

грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о

рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную

обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие

педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»

человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на

рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время

взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для

каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

детство - от рождения до 6 лет включительно |

отрочество - от 6 до 12 лет |

юность - от 12 до 18 лет |

возмужалость - от 18 до 24 лет |

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство

характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;

отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -

языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более

высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и

способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным

особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень

образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он

подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества

предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,

местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или

гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой

области - академия.

В плане содержания образования этот принцип последовательного

изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый

возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и

исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской

школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает

учебники.

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске

«естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на

целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю

работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость»,

которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею

всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного

века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как

неотъемлемого права каждого человека.

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в

педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей

системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности

человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-

нравственная направленность развития личности.

В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как

гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является

ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей

растущего человека.

Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в

нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее

развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих

природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в

системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия

педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей

субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического

процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в

самовоспитание.

Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником

уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание,

самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию,

самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника

обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,

«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется

в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,

органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что

свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.

1) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не

пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и

основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует

сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует

формализм.

2) Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение

учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и

явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает

золотым правилом обучения.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний

Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует

овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и

методической последовательности.

4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически

проводимые упражнения и повторения.

Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали

формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения

новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение

знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению,

упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию

предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в

практической деятельности.

Семейное воспитание в педагогике Коменского

Важной функцией семейного воспитания для Каменского является

пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению

пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими

учебными предметами, методом обучения и школьным начальством

Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания,

Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой

ступени образовании.

Цель школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно

внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их

предметами и распознавать их

Цель воспитания

Дистервег видел в том, чтобы развить в подрастающем поколении

«самодеятельность в служении истине, красоте и добру». При всей

абстрактности и неопределенности этой туманно-романтической формулы, она

имела все же прогрессивное значение для своего времени, так как в

противовес реакционным официальным «установкам», возбуждала у учительства

стремление к каким-то высшим человеческим целям жизни и воспитания.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то , что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.

Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

“Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.

“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.

“Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.

Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности?

Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.