logo
Ответы по психологии

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.

5-6 лет - устойчивое ув-ние роста и веса, физ. силы, р-е координации движений, более полное использование всех частей тела, р-е грубой моторики, но неспособность связать отдельные моторные навыки в единое слож. Действие.

7-8 - устойчивое ув-ние роста и веса, физ. силы, р-е координации движений, более полное использование всех частей тела, р-е грубой моторики, вариативность исполнения одного действия, но без увязки с др. действиями.

9-10 – скачок роста у дев, ув. Физ. силы, но сниж. Гибкости, сознавание и р-е всех частей тела, участвующих в движении, СП-ть объединять моторные навыки в сложные связные действия, улучш. сп-ть сохр. Равновесия.

11 – дев. обгоняют в росте мальчиков, скачок роста у мальч., точность р-ций при перехвате движущихся объектов, гибкость, связность, р-е мелкой моторики.

6-12 – самый здоровый период Ж., дети меньше болеют, но травматизм в связи с неразвитой сп-тью предвидеть ситуацию.

Интеллектуальное р-е. Переход от эгоцентризма к признанию чужой Т. Зр., от наглядно-обр. к нагл.-действенному и слов.-логическому. Дети нач-ют использовать приёмы логических вывода (умозаключение=получение рез-та косвенным путём, а не на основе наблюдения). Есть понятие о сохранности вещ-ва. ПИАЖЕ: Мыслительные операции обратимы, гибкость, выход за пределя «здесь и сейчас», поиск причин-след. Связей, многомерность, меньше эгоцентричности.

Реб. начинает понимать, что различия м\у предметами м. измерять. Абстрактные размышления о мире, в кот. Живёт, построение догадок, мысли о будущем, проверка предположений. Но СП-ть теоретизировать распр-ся только на конкретные объекты и отношения, кот. Доступны наблюдеию и проверке. Р-е интеллекта в комплексе с: 1. усвоение и акт. Использование речи, 2. соединение и взаимообогащение всех видов мыш-я, 3. обособление 2-х фаз в интеллектуальном п-ссе – подготовительный (разработка плана), исполнительный (получение рез-та и сопоставление с условиями)

Память. – наиб. Сензитивный пер-д. Смирнов: исследование П. у детей 6-14 лет – мл. школьник – р-е механич. П. на несвязанные логически единицы инфы, Чем старше, тем больше запоминается осмысленный материал, т. к. развиваются все виды памяти. 1 место – мех. П., 2 место – опосредованная, логическая П.

2 этапа р-я П.: 1 – овладение непосредственными мыслительными операциями (лог. Связи), 2 – р-е мнемических приёмов: повторение, организация (по группам), семантическая обработка, создание умствен. Образов, поиск инфы в памяти (ассоциативные связи), создание сценария (регулярно повтор. события)

Метапознание - ф-я интеллекта, кот. Осуществляет текущий к-льЧ. За собственными д-ми мышления и памяти. Она ф-ся и р-ся в этом в-те. Флэйвел: эта ф-я появл. к 6 годам, в 8-10 лет – наиб. полное р-е.

Речь. Совершенствуется уст. Речь, оперирование более сложными грам. Структурами, более тонкое словоупотребление, использование предложений, когда участник действий не назван, р-е навыков чтения и письменной речи – формир-е грамотности. В основе письменной речи – ИГРА. Выгодский: письм.речь появл. тогда, когда ребёнок, глядя на свои каракули, может воспроизвести ту инфу, которую он изобразил. Основные компоненты грамотности: 1) обогащённая письменной речью среда (взрослые пишут, читают вслух, новые слова и выражения. 2) обогащённая устной речью среда (нормативность речи взрослых, слушание детей, обоснование собственной речи, возможность обогащения слов. Запаса). 3) приобретение интересного опыта в играх!!!! 4) символические презентации (игра в театр, музыка…) 5) добровольное экспериментирование с письменной речью, 6) добровольное чтение – стремление быть похожим на взрослых, поиск письменных форм услышанного слова.

Учебная деятельность – ведущая в младшем шк. В-те. – определяет всё психоч. Р-е (6-11 лет) + игра, труд, общение. УЧ.Д. состоит из УЧ. ДЕЙСТВИЙ, КОНТРОЛЯ, САМОРЕГУЛЯЦИИ. Реб. в шк. Сталкивается с нов. Требованиями и ожиданиями от него. По Ур-ню психич. Нагрузок – ТЯЖЕЛО (конкуренция за внимание учителя). Адаптация – 3-4 мес. = норма! Если больше, то нарушения…., что зависит от психологической готовности: МОТИВАЦИЯ, соотношение НАГРУЗОК и ПСИ- ФИЗ- здоровья, + усвоение нов. Соц. Норм и правил, установление взаимоотношений со сверстниками (балансирование м\у сотрудничеством и конкуренцией). ВАЖНАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ УЧИТЕЛЮ!!!! Необходимо научить реб. формировать свою т.зр. на получаемую инфу, критически оценивать полученные знания.

Кост_6 видов умственной деятельности, которые надо развивать:

Вспоминание – восстановление в пам. Фактов, понятий

Воспроизведение – следование образцу, алгоритму.

Обоснование – подведение частного случая под общий принцип/понятие.

Реорганизация – преобразование исходных условий задачи в нов. Проблемную ситуацию, позволяющих найти оригинальное решение.

Соотнесение – связывание вновь приобретенных знаний с усвоенными ранее/ с личным опытом.

Рефлексия_исследование самой мысли и причин её появления.

Успех в шк. Зависит от: физ. здоровья, семей. Обстановки, самооценки в её развитии : 2 полюса – движение к успеху/к избеганию неудач.

Половые различия и успехи в школе. Мальч. Превосходят в вычислениях, трёхмерном мышлении (обусловленность биологическая/ соц. Ожидания). В начальной школе нет особых различий, затем соц. Ожидания: мальч. Должны быть более успешны в точных дисциплинах, дев. – в гуманитарных. В подростковом в-те с началом полового созревания у реб. появляется желание соответствовать идеалу ----- успехи в соответствующих дисц-инах. Влияние родителей на успехи в школе: взаимоотношения м\у родителями, асоциальная с-ма ценностей в С., психич. Расстройства у родителей, плохие жилищные условия.