logo
Ответы по психологии

Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).

Психическое развитие детей происходит не равномерно, в нем наблюдаются периоды относительно медленных, постепенных изменений в периоды более резких, скачкообразных изменений, которые называют кризисами развития. Кризисы связаны с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психических черт. Они возникает у всех детей приблизительно в одном и том же возрасте, и позволяют делить развитие на несколько возрастных этапов. Переходу ребенка с одного этапа на другой предшествует появление неудовлетворенности ребенка и стремление изменить, место, которое он занимает. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка (знания, умения, психические качества) вступают в противоречие со старыми видами деятельности и взаимоотношениями с окружающими людьми, это противоречие и выражается в виде кризиса: старое уже не устраивает, а новое еще не сложилось.

Представление о возрастном кризисе возникает в исследованиях Блонского, затем развивается в работах Выготского. Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза. Выготский. Его возрастная периодизация: • Новорожденный (0-2 мес.) - комплекс оживления • Младенчество (2мес. - 1 год) • Ранний возраст (I год – З года) • Дошкольный возраст (З года – 6 лет) • Младший школьный возраст (6 -10 лет) • Подростковый возраст (11-15лет) • Ранняя юность (15-18лет) На каждом этапе существует периоды кризиса. Л. С. Выготский, одним из первых в отечественной психологии разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделял кризисы новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Кризис новорождения связан с изменением социальной и биологической среды обитания, кризис одного года - с освоением ребенком прямохождения, трех лет - с овладением речью, семи лет - с изменением социальной ситуации развития (поступление в школу) и тринадцати лет - кризис подросткового возраста. Кризис подросткового возраста является одним из самых сложных" переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике" так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими, взрослыми и сверстниками.

По А.Н. Леонтьеву кризис - свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления - источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Леонтьев: (кризисы 3 лет,7 лет, подростковый возраст, юношеский) Кризис - свойство не совершившегося своевременно перелома. Его может не быть. если психическое развитие складывается не стихийно, а является управляемым процессом. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис - норма онтогенеза, условие кризиса -расхождение между операционально- потребностной сторонами деятельности ребенка.

Эльконин: периоды: Раннее детство, Детство, Отрочество Стадии детского развития: Младенчество, Ранний возраст, Дошкольный, Мл. школьный, Подростковый, Ранняя юность. Кризисы: ,Новорожденности, Кризис 1 года, 3 лет, 7лет, 11-12 лет, 15 лет. Закон периодичности в развитии по новому объясняет содержание кризисов. Так 3 года и 11 лет -кризисы отношений в результате чего возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. 1. Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным я внеутробным образом жизни. Ребенок беспомощен, нет формы поведения. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Новообразование - комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками; первый акт общения является психологическим критерием конца кризиса новорожденности. На стадии младенчества ведущий тип деятельности- эмоциональное обшение ребенка с матерью. Предмет - другой человек, деятельность - суть обшения (Эльконин) 2. Кризис 1 года. К 9 месяцам ребенок становится начинает ходить. Расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово, речь носит характер указательных действий. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого, что приводит к появлению феномена «я сам». 3. кризис 3-х лет. Этот кризис впервые описан Эльзой Капер в работе «О личности трехлетнего ребенка».Симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм. Выгодский: «ребенок пытается установить новые, высокие нормы отношения с окружающими - кризис социальных отношений». Отделение ребенка от взрослого приводит к самостоятельной деятельности, в то же время похожий на деятельность взрослого, так как взрослый - образец. 4. Кризис 7 лет. Идет осознание возможностей своих действий. На основе возникновения личного самосознания возникает кризис. Симптомы: потеря непосредственности: что-то скрывает; симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Это приводит к трудности воспитания. В основе симптомов лежат переживания. Ребенок должен вступить в новые отношения с обществом (переход из сада в школу). Новообразование: 1) произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация; 2) осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Они свидетельствуют о переходе ребенка к следующему периоду. 5. Подростковый кризис. Шпрангер: характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости (открытие Я, рефлексия, осознание индивидуальности). Сексуальность - психическое и физическое переживание страха неизвестности. Испытывая препятствия со стороны общества, подросток социализируется. Только профессиональная работа способствует преодолению кризиса адаптации, это ведет к переходу ко взрослому состоянию. 6. Юность. Самоопределение - понимание своего места. Кризисы : авторитетов, половое развитие, идентичность, отчуждение, нарушение оценки своего тела, суицидальный кризис.

8 стадий жизненного пути личности по Э. Эриксону:

Старость интеграция разочарование в жизни

Зрелость Творчество застои

Молодость интимность изоляция

Подростковый возраст (латентная ст.) идентичность диффузия идентичности

Школьный возраст (латентная ст.) достижение неполноценность

Возраст игры (фаллическая ст.) инициативность чувство вины

Ранний возраст (анальная ст) автономия сомнение, стыд

Младенчество (моральная ст.) доверие недоверие