Проблема психологического здоровья личности.
Критерии психического здоровья:
соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности
соответствие характера реакции внешним раздражителя, значению жизненных событий
адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, волевой т познавательной сфер личности
адаптивность в микросоциальных отношениях
способность управления собственным поведением
способность разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении
Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляции поведения, деятельности (Психология: Словарь под ред. Петровского и Ярошевского, М., 1990)
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» Здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни.
Физическое благополучие (бытие в предметах неживой природы) – удовлетворение насущных потребностей человека, наличие предметов окружающей среды, удовлетворяющих его базовые потребности (вода, еда, одежда, дом).
Витальное (биологическое, телесное) благополучие – хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.
Социальное благополучие – это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит, также удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении
Духовное благополучие – это ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры, продвижение в понимании сущности и предназначения человека, осознание смысла жизни
Психологическое здоровье можетрассматриваться как составляющая здоровья или как интегральное понятие, включающее в себя различные аспекты здоровья (в том числе и медицинский, и социальный)
Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для алекситимии – предрасположенности к психосоматическим заблеваниям. Лицам с алекситимией свойственны:
слабая дифференцированность эмоциональной сферы
примитивность жизненной направленности
инфантильность
недостаточность рефлексии
Внутренняя картина болезни (Лурия), отношение к болезни (Мясищев) влияют на выздоровление. Сейчас: не к болезни, а к здоровью. Внутренняя картина здоровья включает в себя установки, ценностные ориентации, мотивацию, отношения, связанные со здоровьем.
Отношение к здоровью: когнитивная составляющая (осознание ценности здоровья), эмоциональная составляющая (переживание ценности здоровья), поведенческая составляющая (активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья)
Что считать здоровьем? Статистическую норму? Усредненные показатели большинства (социологическая модель)? Отсутствие болезни (медицинская модель)? Нет. Здоровье – это норма как цель: так должно быть, своеобразная норма-идеал, но вполне достижимая и реальная с одной стороны и недостижимое с другой (саморазвитие бесконечно). Наверное, это понимается под проблемой псих. здоровья.
Психологическое здоровье
Выделяют три уровня интегрированности личности (организации психологической системы):
на уровне адаптивности – способности успешно приспосабливаться к воздействиям окружающей среды
на уровне психологической устойчивости – это комплекс качеств личности, определяющих ее стабильность, уравновешенность и сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Стабильность – это способность сохранять важные качества личности, несмотря на обстоятельства: систему ценностей, идеалы, уверенность в себе. Она обеспечивает эффективную саморегуляцию. Уравновешенность – это способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события, минимизировать субъективный фактор в возникновении напряжения в ответ на воздействие стрессора. Сопротивляемость – это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора человека. Как раз эта характеристика важным фактором устойчивости личности по отношению к аддиктивному (зависимому поведению): если человек имеет высокую сопротивляемость, то он личностно самодостаточен и независим. То есть зависимое поведение – это следствие снижения устойчивости. Основой устойчивости является вера и активность (познавательная, коммуникативная, деятельностная).
Факторы психологической устойчивости:
Фаторы социальной среды: условия, способствующие самореализации и адаптации, психологическая поддержка социального окружения, ситуации успеха, поддерживающие самооценку
Личностные факторы:
отношения:
оптимистическое, активное к жизни
философское к трудностям
независимость от других и доверие к людям
терпимость, принятие как есть, толерантность (отсутствие враждебности) к другим
высокий социальный интерес по А.Адлеру
удовлетворяющий статус и социальные роли
достаточно высокая самооценка
конгруэнтность Я-концепции
сознание:
вера
экзистенциальная наполненность (противоположность экзистенциальному вакууму, ощущение смысла жизни)
ощущение того, что ты в достаточной степени управляешь своей жизнью
осознание принадлежности к социальной группе
эмоции и чувства:
доминирование стенических позитивных эмоций
переживание успешности самореализации
эмоциональное насыщение от межличностных контактов
переживание сплочения, единства
познание и опыт:
понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования
рациональное суждение в интерпретации жизненной ситуации
адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов
структурированный опыт преодоления трудных ситуаций
поведение и деятельность:
активность в поведении и деятельности
использование эффективных способов преодоления трудностей
Гармония личности – это не просто согласованность отдельных линий развития и бытия личности, это созвучие внутреннего мира человека. Чем шире социальное и духовное пространство (не путать с образованностью!), освоенное личностью, тем более здоров человек. По своей сути гармоничное функционирование личности – это та психологическая зрелость, к которой мы стремимся в процессе личностного роста. Личностный рост – это здоровое развитие личности. Личностная зрелость – это состояние психологического здоровья.
Это самоактуализация по А.Маслоу или полноценно функционирующий человек по К.Роджерсу.
Здоровая личность, по А. Маслоу, - это самоактуализирующаяся личность, отличительными чертами которой являются:
более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному;
принятие себя и других такими, какие они есть на самом деле, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны другого;
спонтанность проявлений, простота и естественность, деловая направленность;
склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению ко многим событиям жизни;
автономия и независимость от окружения, устойчивость к фрустрациям;
свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном;
чувство общности с другими людьми, отсутствие враждебности, зависти;
демократичность в отношениях, готовность учиться у других;
устойчивые внутренние моральные нормы, острое чувство добра и зла, ориентированность на цели;
«философское» чувство юмора: отношение с юмором к жизни и самому себе, но сочувствие ущербным или попавшим в беду;
креативность (творческость), не зависящая от того, чем человек занимается;
отсутствие склонности к конформности, бездумному бунтарству, критичное отношение к своей культуре.
Существенный вклад в развитие концепции психически здорового человека внес один из основоположников гуманистической психологии К.Роджерс. Многолетний опыт психотерапевта позволил ему сформулировать понятие полноценно функционирующий человек. Это психически здоровый, творческий человек, который «открыт опыту», т.е. способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт своим чувствам страха, упадка духа, боли, но и чувствам смелости, нежности и благоговения. Он способен осознавать свои чувства и жить ими, не прибегая к защитным реакциям.
Существенное качество «хорошей жизни» психически здорового человека, согласно К. Роджерсу, - стремление жить настоящим. Жить настоящим моментом означает отсутствие неподвижности, застывших структур, фиксированных форм, но, напротив, изменение, динамику организации Я и личности.
Полноценно функционирующий человек все более доверяет своему организму в выборе лучшего варианта поведения из множества возможных в данный момент. Он становится более функциональным человеком, так как полностью осознает себя, свои переживания.
Здоровый человек любит безусловно: наполнен любовью ко всему миру и дарит любовь, несмотря ни на что.
Фактически быть здоровым – это быть счастливым (не путать с эмоцией удовольствия).
В этом вопросе еще можно рассказать о проблемах разграничения психической болезни и здоровья, о расплывчатой границе между нормой и аномалией, о пограничных состояниях (акцентуациях, неврозах), которые находятся в компетенции психолога, но при этом уже не могут считаться здоровьем, хотя могут быть статистической нормой.
Дисциплины, занимающиеся проблемами здоровья: Психология здоровья, психогигиена, психопрофилактика, а также клиническая психология, психиатрия, нейропсихология, неврология в смысле дииференциации болезни и здоровья.
Ученые: Никифоров, Кулаков.
Вопрос на засыпку: в чем проблема психологического здоровья?
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.