logo
Ответы по психологии

Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РОЛЕВАЯ ИЛИ ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА ПОЯВЛЯЕТСЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ЭТО – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В КОТОРОЙ ДЕТИ БЕРУТ НА СЕБЯ РОЛИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ И В ОБОБЩЕННОЙ ФОРМЕ, В ИГРОВЫХ УСЛОВИЯХ ВОСПРОИЗВОДЯТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ. ЖИЗНЬ В ИГРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕНА И СТАНОВИТСЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ.

НА ГРАНИЦЕ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА ВПЕРВЫЕ ВОЗНИКАЕТ ИГРА С СЮЖЕТОМ. ЭТО РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА. ОДНОВРЕМЕННО С НЕЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПОЗЖЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. В НЕЙ РЕБЕНОК ВООБРАЖАЕТ СЕБЯ КЕМ УГОДНО И СООТВЕТСТВЕННО ДЕЙСТВУЕТ. НО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ТАКОЙ ИГРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЯРКОЕ, ИНТЕНСИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ.

РЕЖИССЕРСКАЯ И ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ СТАНОВЯТСЯ ИСТОЧНИКАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ, КОТОРАЯ ДОСТИГАЕТ СВОЕЙ РАЗВИТОЙ ФОРМЫ К СЕРЕДИНЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПОЗЖЕ ИЗ НЕЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ИГРЫ НЕ ОТМЕНЯЕТ ПОЛНОСТЬЮ СТАРЫХ.

В КАЖДОЙ ИГРЕ СВОИ ИГРОВЫЕ УСЛОВИЯ – УЧАСТВУЮЩИЕ В НЕЙ ДЕТИ, КУКЛЫ, ДРУГИЕ ИГРУШКИ И ПРЕДМЕТЫ. СЮЖЕТ – ТА СФЕРА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТСЯ В ИГРЕ. ТЕ МОМЕНТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТНОШЕНИЯХ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ РЕБЕНКОМ, СОСТАВЛЯЮТ СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ.

ИГРА – ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ОНА ОКАЗЫВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. В ИГРЕ ДЕТИ УЧАТСЯ ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ ДРУГ С ДРУГОМ. ФОРМИРУЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИГРА СПОСОБСТВУЕТ СТАНОВЛЕНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

РЕЧЬ. В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ОСНОВНОМ ЗАВЕРШАЕТСЯ ДОЛГИЙ И СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ. К 7 ГОДАМ ЯЗЫК СТАНОВИТСЯ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ.

РАЗВИВАЕТСЯ ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ, ИНТЕНСИВНО РАСТЕТ СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ РЕЧИ. РАЗВИВАЕТСЯ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. ВООБЩЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ОВЛАДЕВАЕТ ВСЕМИ ФОРМАМИ УСТНОЙ РЕЧИ, ПРИСУЩИМИ ВЗРОСЛЫМ. У НЕГО ПОЯВЛЯЮТСЯ РАЗВЕРНУТЫЕ СООБЩЕНИЯ – МОНОЛОГИ, РАССКАЗЫ.

ПАМЯТЬ. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО – ВОЗРАСТ, НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ПАМЯТЬ СТАНОВИТСЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЕЙ.

У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНА. В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. ПАМЯТЬ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

ВОСПРИЯТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ БЛАГОДАРЯ ПОЯВЛЕНИЮ ОПОРЫ НА ПРОШЛЫЙ ОПЫТ СТАНОВИТСЯ МНОГОПЛАНОВЫМ. ПОСТЕПЕННО НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ АППЕРЦЕПЦИЯ – ВЛИЯНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА. ВОСПРИЯТИЕ СТАНОВИТСЯ ОСМЫСЛЕННЫМ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ. В НЕМ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – НАБЛЮДЕНИЕ, РАССМАТРИВАНИЕ, ПОИСК.

МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ – ПЕРЕХОД ОТ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО К НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ И В КОНЦЕ ПЕРИОДА – К СЛОВЕСНОМУ МЫШЛЕНИЮ.

ЭМОЦИИ. ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА ХАРАКТЕРНА В ЦЕЛОМ СПОКОЙНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СИЛЬНЫХ АФФЕКТИВНЫХ ВСПЫШЕК И КОНФЛИКТОВ ПО НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ПОВОДАМ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ УРАВНОВЕШАННЫМИ.

МОТИВЫ. САМЫМ ВАЖНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ МЕХАНИЗМОМ, ФОРМИРУЮЩИМСЯ В ЭТОМ ПЕРИОДЕ, СЧИТАЕТСЯ СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ.

САМОСОЗНАНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЛАГОДАРЯ ИНТЕНСИВНОМУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ, ОНО ОБЫЧНО СЧИТАЕТСЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМ НОВООБРАЗОВАНИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА. САМООЦЕНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ПЕРИОДА НА ОСНОВЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЧИСТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ.