logo
Ответы по психологии

Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.

С.Л.Рубинштейн является одним из выдающихся теоретиков советской психологической науки.

Центральным вопросом исследований С.Л.Рубинштейна является вопрос о природе психического. Рубинштейн ставит своей задачей исследование различных объективных связей психического, в каждой из которых оно выступает в другом качестве ( например, в качестве отражательной деятельности, в качестве высшей нервной деятельности). Психические явления органически включаются в причинные зависимости объективной действительности: они выступают, с одной стороны, как обусловленные воздействиями внешнего мира, объективными обстоятельствами жизни человека, с другой – они обусловливают поведение человека. Основным способом существования психического является его существование как деятельности, как процесса. Носителем психических процессов и психических образований является человек. Поэтому основная задача психологии, по мнению С.Л.Рубинштейна, заключается в изучении психики как качественно специфического свойства личности. Изучая закономерности возникновения и развития сознания, психология изучает его в процессе становления личности.

Для понимания природы психического важное значение имеет анализ соотношения сознания и деятельности. Само сознание формируется в деятельности. Общественный характер человеческой деятельности обусловливает общественный характер человеческого сознания. «Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку».

С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который стал одним из методологических принципов, определивших в значительной степени развитие советской психологической науки. Последовательное проведение этого принципа в психологических исследованиях означало понимание сознания, психики как процесса, как деятельности субъекта, реального индивида.

Проблема развития психики. С.Л. Рубинштейн показывает, что развитие психических процессов есть не только их рост, но и изменение, проходящее ряд стадий, этапов. Психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, в ходе исторического развития человечества и в процессе индивидуальной жизни человека. Для филогенетического развития психики важно положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики. основной закон исторического развития психики человека, его сознания заключается в том, что человек развивается в труде. Изменяя природу, создавая культуру, человек изменяется сам, формирует, развивает свое собственное сознание. Исходным для понимания индивидуального развития психики, сознания человека является фундаментальное положение о развитии сознания в деятельности. В проблеме индивидуального развития психики в качестве основного выступает вопрос о соотношении развития и обучения, развития и воспитания. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка. Задача воспитания и обучения заключается в том, чтобы, обусловливая созревание, формировать развитие ребенка. Большое практическое значение имеет положение С.Л. Рубинштейна о том, что личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка. Решение проблемы соотношения обучения и развития, роста и созревания (в процессе развития) предполагает определенное решение вопроса об источниках и движущих силах развития. В детерминации развития психических явлений, в частности способности, неразрывно связаны природное и общественное, внешнее и внутреннее.

С.Л.Рубинштейн возражал против психологизации личности. Без сознания нет личности, но личность к сознанию не сводится.

Основные труды: «Человек и мир», «Бытие и сознание».