logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

2.4.1. Понятие о стиле деятельности

Деятельность педагога, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельнос­ти (например, управленческой, производственной, педагогичес­кой) в самом широком смысле слова — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее суще­ствования. Стиль обусловливается спецификой самой деятель­ности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов и др.).

По Е.А.Климову, индивидуальный стиль деятельнос­ти в узком смысле — «это обусловленная типологически­ми особенностями устойчивая система способов, кото­рая складывается у человека, стремящегося к наилучше­му осуществлению данной деятельности... индивидуаль­но-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в Целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными вне­шними условиями деятельности. Подчеркивается, что это «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и спо­собов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятель­ности» (B.C. Мерлин). Стиль деятельности включает ее опе­рациональный состав, умения и навыки (В.Э. Чудновский), выявляя способности самого субъекта и обусловливаясь его индивидуально-психологическими и личностными осо­бенностями.

Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции. Оба рассматриваются как две взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активности, деятель­ности человека. В последнее десятилетие в это образова­ние включается понятие когнитивного стиля, определяю­щего особенности познавательной деятельности и харак­теризующегося поленезависимостью, дифференциацией, аналитичностью. В настоящее время понятие «стиль» трак­туется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д.

Как подчеркивает Г.М. Андреева, определенные К.Ле­виным в 40-е годы стили руководства относились прежде всего к типу принятия решения руководителями. Были обозначены три стиля: авторитарный, демократический и попустительский. В последующих исследованиях были введены такие их определения, как директивный, колле­гиальный и разрешительный. Однако применительно к де­ятельности (поведению), взаимодействию, общению чаще всего используются предложенные К. Левиным обозначе­ния стилей. В стиле выделяются две стороны: содержа­тельная и техническая, т. е. формальная (приемы, спосо­бы).

Ниже приводится полная характеристика содержатель­ной и формальной сторон трех стилей (по Г.М. Андрее­вой) (рис. 11).

Формальная сторона

Содержательная сторона

1

2

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ

Деловые, краткие распоряжения

Дела в группе планируются заранее во всем их объеме

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны

Эмоции не принимаются в расчет

Позиция лидера - вне группы

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Инструкция в форме предложений

Мероприятия планируются не заранее, а в группе

Не сухая речь, а товарищеский тон

За реализацию предложений отвечают все

Похвала и порицание - с советами

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Распоряжения и запреты - с дискус­сиями

Позиция лидера - внутри группы

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ

Тон - конвенциональный

Дела в группе идут сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний

Лидер не дает указаний

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из от­дельных интересов или исходят от нового лидера

Позиция лидера — незаметно в стороне от группы

Исследователи выделяют различные функции стилевых проявлений: инструментальную, компенсаторную, систе­мообразующую и интегративную (Е.А.Климов, В.С.Мер­лин и др.). Также выделяется структурная организация сти­ля. Индивидуальный стиль деятельности, по Е.А.Климову, имеет определенную структуру, в ядро которой входят ин­дивидуально-психологические особенности, которые либо содействуют, либо противодействуют успешности деятель­ности.

Определяя общие стили поведения, исследователи от­мечают, что в ситуациях затруднения, конфликта люди выявляют 10 индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотрудничес­кий, компромиссный, приспособленческий, стили избе­гания, подавления, соперничества и защиты (Г.Б. Морозо­ва). Существенно, что эти стили поведения всегда сопут­ствуют тому или иному индивидуальному стилю деятель­ности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску. Они определяют и общий эмоци­ональный фон стиля педагогической деятельности, педа­гогического общения.

В заключение можно сказать, что применительно к пове­дению, деятельности, общению наиболее общими являют­ся определения типов стиля (в совокупности его формаль­ной и содержательной сторон), предложенные К. Левиным. Дифференциация стиля связывается со спецификой харак­тера взаимодействия людей и их индивидуально-психоло­гическими особенностями, например, акцентуацией ха­рактера.