logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта

В труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901 гг.) Петр Францевич Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях.

В 1893 г. П.Ф. Лесгафтом создано «Санкт-Петербургское общество содействия физическому развитию», а в 1896 г. открыты высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, подготовившие из рядов народных учительниц много творчески работавших педагогов.

Деятельность П.Ф. Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских площадок, катков, летних и зимних колоний для детей дошкольного и школьного возраста, в создании спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Он преобразовал свои курсы в «независимый университет», или Высшую вольную школу, в которую принимались без каких бы то ни было различий все желающие получить высшее образование.

Большой интерес представляет теория физического воспитания П.Ф. Лесгафта. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным. Физические упражнения, по его мнению, должны быть последовательными, формирующими характер и развивающими умственные способности. Система физических движений должна быть естественной и охватить всю группу мышц. Показ физического упражнения находится в тесной связи с объяснением. Необходимо чередование умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми.

Воспитание, по мнению П.Ф. Лесгафта, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании детей. Он решительно отрицал наследственную обреченность развития человека, заявлял, что встречающаяся испорченность среди детей и подростков является результатом недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребенка.

П.Ф. Лесгафтом была написана большая работа «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885-1890 гг.), в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно отзывающиеся на детях.

Выделял следующие школьные типы: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый – мягкий, забитый – злостный, угнетенный. Кроме перечисленных типов, считал, что существует нормальный тип, представляемый в идеале.

Он указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают, пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, сильно играют на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям. («Сначала, – говорит он, – конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром».)

П.Ф. Лесгафт считает, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей и воспитателей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение, преодолевать трудности.