logo search
Ответы по психологии

Воспитание в контексте микрофакторов социализации.

Семья – важнейший фактор социализации человека.

Функции семьи в процессе социализации:

  1. семья обеспечивает (или нет) физическое и эмоциональное развитие человека.

Содержание, эмоциональная глубина общения с родителями, влияет на то, как воспринимает ребенок все окружающее, на глубину и окрашенность его эмоций.

  1. семья влияет на формирование психологического пола человека и его полоролевую социализацию.

Половая идентичность включает в себя: осознание индивидом своей половой принадлежности, выработку соответствующего ей самосознания и стиля поведения., и др.

  1. семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.

На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Но, отсутствие семьи или низкий образовательный уровень родителей могут не иметь фатальных последствий для интеллектуального развития ребенка, если у него складываются тесные межличн. отношения с другими взрослыми, которые становятся для него субъективно значимыми.

  1. в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие его стиль жизни, направления и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

  2. семья играет большую роль в овладении человеком нормами и стилем исполнения им семейных ролей.

Выбор супруга/супруги и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоц. связь. Межличн. отношения с родителями оказывают большое влияние на то, какие нормы и ценности усваиваются детьми, т.к. подкрепляя, поощряя определенное поведение ребенка, или наказывая его, родители внедряют в его сознание определенную систему норм и правил. Также, ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, т.е. идентифицирует себя с ними.

6.семье присуща функция социально – психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, самореализация.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи:

  1. личностные ресурсы, с одной стороны определяются составом семьи(сиблинги, дедушки), а с другой стороны - такими характеристиками старш. Членов семьи ,как сост. Здоровья, характер, уровень образования, увлечения, соц. Установки.

  2. важн. Хар-кой семьи явл. Стиль воспитания – авторитарный, демократический, компромиссный.

  3. материал. Ресурсы. 6 доход на каждого члена семьи, затраты.

Соседство и микросоциум.

Соседство – близко территориально проживающая группа людей. Для детей, подростков, юношей и девушек сосед – сверстник – весьма значимый агент социализации, т.к. среди соседей много приятелей, а также из них могут быть друзья и любимые.

Для детей общение с соседями – выход за рамки семьи, освоение новых соц. ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму. Они узнают и осваивают новую лексику, новые нормы и правила, стереотипы и предрассудки.

Группы сверстников.

Группа сверстников – это объединение не обязательно одногодков, в нее могут входить люди объединенные системой отношений, определенными общими ценностями и интересами.

Ф – ции групп сверстников :

1. группа сверстников помогает своим членам обособиться в социуме, создавая условия для автономизации от взрослых и родительской семьи(напр – р, «секреты»), с одной стороны, и от общества сверстников и возрастной субкультуры – с другой(условные слова, особые элементы одежды – подчеркивает непохожесть своей компании на другие.).

2. научение детей, подростков, юношей и девушек полоролевому поведению. В группе сверстников познается, осваивается и проигрывается: как принято вести себя со сверстниками своего пола, противоположного пола, как следует вести себя со старшими, младшими и взрослыми в зависимости от своеи и их половой принадлежности, именно в группе сверстников в подростковом и юношеском возрастах, как правило, приобретается первый сексуальный опыт.

3. группа сверстников, с одной стороны, среда самоопределения в актуальной жизни детей, с другой стороны – источник влияния на выбор аспектов и способов их самоопределения «здесь и теперь». В группе сверстников самоопределение в актуальной жизни происходит благодаря : освоению социал. Реалий конкретного микросоциума; научению способам приспособления к социуму и избегания его некоторых реалий; овладению и использованию определенных форм реактивного поведения.

4. взаимодействие в группе сверстников играет немалую роль в развитии самосознания человека.

5. группа сверстников – арена самореализации человека

6. группа сверстников играет ведущую роль в самоутверждении человека. Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому – то. Группа – источник высокого самоуважения, т.к от нее ждут и получают высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, идр.

Организации.

Воспитательные организации – спец – но создаваемые орг-ции, осн. задачей которых явл. Соц. воспитание определенных возрастных групп населения. К ним относ. Дет. Сады, школы, дет дома творчества, приюты, дет. Дома, закрытые интернаты и т.д.

Соц. воспитание – взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его позитивного развития и духовно – ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия процессов: организации соц. опыта (организация быта и жизнед – ти , организация взаимодействия и обучение ему), Образование (вкл в себя: систематическое обучение, просвещение, стимулирование самообразования), индивид помощь (оказание содействия в решении проблем, создание спец. Ситуаций в жизнедеят – ти воспитательных организаций, в которых человек захочет и сможет позитивно раскрыться, реализоваться; стимулирование позитивного самоизменения).