logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского

Лев Семенович Выготский создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, согласно которой источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре.

Главные положения этой теории:

1) основа психического развития человека — качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности;

2) всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;

3) исходная форма жизнедеятельности – её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане;

4) психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;

5) существенную роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам;

6) важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

Сформулировал общий генетический закон: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая... Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей».

Таким образом, согласно Л.С. Выготскому, детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребёнка, а вне его – в ситуации социального взаимодействия ребёнка с др. людьми (прежде всего со взрослыми).

Обосновал идею активности учебно-воспитательного процесса, в котором активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. При этом постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду.

Главная психологическая цель воспитания и обучения – целенаправленная и преднамеренная выработка у детей новых форм их поведения, деятельности, т.е. планомерная организация их развития.

Разработал понятие о зоне ближайшего развития. В представлении Л.С. Выготского «правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными. Обучение есть... внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, а исторических особенностей человека».

Анализируя этапы психического развития, Л.С. Выготский сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учётом характерных для каждого возраста психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления. Л.С. Выготский высоко оценивал роль игры в психическом развитии детей, особенно в развитии у них творческого воображения.