3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
Слово heurisko по-гречески означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа, который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы.
Современная наука по-разному трактует термин «эвристика»:
♦ догадки, основанные на общем опыте решения задач;
♦ логический прием или совокупность приемов по решению задач, выполнению теоретических исследований, конструированию моделей;
♦ метод открытия нового (истины), в том числе метод проб и ошибок;
♦ метод (совокупность методов) обучения, например, дискуссии;
♦ деятельность, характеризующая процесс творческого, продуктивного мышления, вдохновленного исследования;
♦ раздел психологии;
♦ научная область, изучающая специфику творческой деятельности;
♦ наука о творчестве.
Для традиционного российского педагога стало привычным опираться на руководящую роль науки: пользоваться разработанными учеными программами, учебниками, методическими материалами. В результате у многих педагогов недостаточно развита способность к педагогическому целеполаганию, планированию, анализу и оценке своей профессиональной деятельности. Лишь в последние годы благодаря обилию и разнообразию публикуемых материалов педагогу выпала нелегкая, но такая интересная возможность выбора необходимого учебно-методического обеспечения педагогического процесса.
Творческий педагог организует свой профессиональный рост через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное саморазвитие, в ходе которых он овладевает многим для себя новым, в том числе и эвристическими методами и рефлексией.
Результаты, достигнутые педагогом на этом пути, делятся на внешние и внутренние.
Внешние результаты деятельности - это составленные и реализованные педагогами авторские образовательные программы, методические тексты и разработки, организованные учебные или воспитательные процессы, собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете, образовательные характеристики воспитанников, данные результатов обучения и воспитания.
Внутренние результаты деятельности педагогов — развитие их профессиональных способностей, уточнение отношения к различным смыслам образования, самоопределение в концепции изучаемого предмета и всей школы; изменения в характере организации педагогического процесса, в эвристическом мастерстве.
Педагог эвристической ориентации обладает следующими качествами:
♦ осознает смысл и цели педагогической деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей детей; имеет собственную педагогическую позицию, которую соотносит с позицией других педагогов и образовательного учреждения в целом; умеет формулировать и творчески решать собственно педагогические и функционально педагогические задачи;
♦ умеет составить целостную образовательную (воспитательную) программу, учитывающую реальных детей, требования государственных образовательных стандартов, новые государственно-общественные подходы к воспитанию, общешкольные установки, свои педагогические ориентиры; соотносит окружающую быстро изменяющуюся реальность с собственной деятельностью, корректируя образовательный (воспитательный) процесс по мере необходимости;
♦ умеет видеть индивидуальные способности воспитанников и выстраивать педагогически целесообразное взаимодействие с ними с учетом индивидуальных особенностей каждого; способен организовать рождение детских творческих замыслов и помогать детям в их реализации и, в конечном счете, в творческом развитии их личности;
♦ владеет формами и методами эвристической деятельности: использует личный опыт и мотивы воспитанников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы рефлексии и самооценки;
♦ способен изменять направление поиска в соответствии с изменяющейся, реальностью; умеет увидеть детские открытия и иные формы культурного самовыражения воспитанников, помогает их развитию; владеет различными формами организации индивидуальной творческой работы и ее защиты;
♦ умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений воспитанника, оценить многообразную палитру развития его личностных качеств;
♦ способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию собственных изменений.
Для эвристической деятельности педагога характерны, как пишет А.В. Хуторской, следующие признаки:
1) осуществляется учителем на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей;
2) приводит к созданию нового для учителя образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности;
3) вызывает субъективные трудности и проблемы в деятельности учителя, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуществления.
Таким образом, эвристическая составляющая педагогической культуры работника образования понимается как творческая природа его педагогической деятельности, выражающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого осмысления, переработки и органического включения его в собственную практику.
Изучение практики отечественных педагогов-новаторов конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века показало, что в применяемых ими системах и технологиях явственно просматривается эвристический компонент, хотя и подходы были весьма различными. Проанализировав их деятельность, А.В. Хуторской выделяет семь таких подходов:
1) ремесленный, когда учащиеся в своей деятельности опираются на знания и опыт учителя;
2) ускоренный, суть которого выражает скорее творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, чем на творческую самореализацию детей;
3) углубленно-смысловой, когда склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, учителей-тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета; к данной категории учителей можно отнести и сторонников проблемного обучения, ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;
4) методологический, суть которого состоит в переводе деятельности школьников с традиционной на так называемую, метапредметную;
5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что движение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин);
6) коммуникационный, к которому относятся оргдеятельностные, коммунарские и пр., когда через внешнюю мотивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И.П. Иванов, С.Н. Лысенкова);
7) философский, где творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются и оцениваются с позиции личностного самосозидания ученика.
Подводя итог рассмотрению эвристической составляющей педагогической культуры учителя, воспитателя, социального педагога, еще раз подчеркнем, что только тот педагог, в чьей деятельности происходит динамичное изменение соотношения между воспроизводящими и творческими элементами в пользу последних, в состоянии эффективно воспитывать творческую, самостоятельную и ответственную личность.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»