logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко

Всеволод Петрович Кащенко организовал (1908 г.) в Москве частную школу-санаторий – одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. (Исключительная школа для «исключительных детей»). После Октябрьской революции руководил учреждениями, сформированными на базе этой школы – Домом изучения ребёнка (1918-21 гг.), Медицинско-педагогической опытной станцией (1923-24 гг.).

Создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и трудных детей.

Основу концепции составила развивавшаяся в рамках педологии лечебная педагогика, которая понималась как синтез медико-терапевтических и учебно-воспитательных приемов, имеющих целью выправление характера и личности в целом. Ведущим принципом лечебной педагогики выступал максимально индивидуализированный подход к учащимся, основанный на систематическом изучении ребенка и учете индивидуальных различий.

В основе учебно-воспитательного процесса лежит развитие творческих возможностей детей, их инициативы. В школе-санатории не было обязательной программы.

Основные педагогические средства – широкое использование наглядности и ручного труда, поощрение самостоятельности. Подчёркивал роль лечебно-оздоровительных мероприятий, в процессе компенсации дефектов.