Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).
Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.
Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной. В интегрированном обучении предметам естественно-научного цикла они применяются.
Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание прежде всего на эту технологию.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок." Схемы связей учителя используют постоянно.
Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.
Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Очень близка и тесно связана с этой технологией, "технология учебно-игровой "деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естесвеннонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.
Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.
Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает: возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт; возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.