logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания

Мария Васильевна Крупенина разрабатывала вопросы истории и теории педагогики, в т.ч. проблемы связи школы с жизнью, обучения с общественно полезным трудом, внешкольного образования, школьного самоуправления и детского коммунистического движения. Автор статей «Детское коммунистическое движение, его сущность и задачи» и «Коммунистическое детское движение и школа» и др.

Исследовала соотношения «организованного» и «неорганизованного» процессов воспитания, влияния социальной среды на формирование личности учащихся.

Совместно с В.Н. Шульгиным создала оригинальную концепцию взаимодействия школы и среды. Её основные компоненты: изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, производства и т.д. К субъектам воспитательного воздействия М.В. Крупенина относила школу, детский сад, семью, предприятия, культурно-просветительские учреждения и т.д. Апробировала эти идеи, руководя Станцией социалистического воспитания Трёхгорной мануфактуры.

В конце 20-х гг. М.В. Крупенина вместе с В.Н. Шульгиным выступила за более глубокое осмысление предмета педагогики, против ограниченного понимания педагогики только как теории воспитания в дошкольном учреждении и школе; обосновала необходимость разработки частных педагогик — партийной, профсоюзной, военной.

Педагогическим воззрениям М.В. Крупениной и В.Н. Шульгина свойственно некоторое принижение роли школы в системе других социальных институтов образования и воспитания. Выдвинули теорию «отмирания школы»: переход от традиционной «школы учёбы», к «школе труда», тесно связанной с окружающей жизнью. Важнейшая роль в обучении и воспитании принадлежит общественно полезному труду школьников. Пытались обосновать необходимость нового типа учебного заведения – «школы-производства». Проблемы политехнизации школы Крупенина связывала с усилением общественно-политического воспитания, с новым подходом к содержанию и организации учебного процесса, к учебной литературе, которая, по её мнению, должна иметь чётко выраженную практическую направленность, отражать взаимодействие со средой, основываться на краеведческом материале.

Виктор Николаевич Шульгин в 20-х гг. разрабатывал (совместно с М.В. Крупениной) концепцию воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалистического строя.

Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества; рассматривал его во всей совокупности стихийных влияний как процесс социализации личности. Считал необходимым включить в сферу педагогического анализа деятельность не только школы и семьи, но и всех государственных и общественных институтов (партии, советов, производств, коллективов, армии и др.).

Под руководством В.Н. Шульгина были разработаны методики изучения среды и её педагогизации, апробированы подходы к дифференциации воспитательных возможностей социального окружения в условиях индустриального района, сельскохозяйственной коммуны и др.

Основным методом педагогической работы считал развитие самодеятельности детей и подростков. Большое значение придавал работе детских и юношеских объединений, особенно пионерской организации.

Предпринял попытку создать модель нового общеобразовательного института, противостоящего «школе учёбы».

В.Н. Шульгиным сформулированы основные тенденции развития учебного заведения типа: школа – цех предприятия, отделение колхоза и т.п.). Учащиеся получали знания непосредственно на предприятиях, в лабораториях, библиотеках и т.п. Учебно-воспитательный процесс строился на трудовых основах, на включении учащихся в жизнь предприятия Классы переоборудовались в комнаты самостоятельной деятельности учащихся, учебники заменялись специальными рабочими книгами, вводилось комплексное построение учебных программ. В качестве ведущей организационной формы выдвигался метод проектов.