logo search
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов

Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике, в котором в середине 70-х гг. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями педагогики сотрудничества являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, иди трудной цели, опоры, свободного выбора, самоанализа и самооценки, создание высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода и др. Представители педагогики сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Н.Н. Дубинин, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин.

В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную со взрослыми активную, творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.

Игорь Павлович Волков известен своими уроками творчества для младших школьников. Учитель рисования и черчения поставил цель – направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс школы на личности ребенка, его формировании. На каждого ученика была заведена «Творческая книжка школьника». В школе были созданы равные условия как для учеников-«теоретиков», которые обладают хорошей памятью и могут мыслить абстрактно, так и для ребят-«практиков», которые мыслят конкретно, не могут в большом объеме усвоить абстрактный материал.

Каждому ученику, начиная с начальных классов, предоставлялась возможность апробировать свои силы в разнообразном творчестве сверх учебной программы.

Самостоятельные работы учащихся, их изделия, изобретения, литературные, художественные и музыкальные произведения регистрировались как авторские и фиксировались в «Творческой книжке школьника». Это было огромным стимулом для самостоятельного творчества ребенка.

И.П. Волковым разработаны свои психологические требования к общению с детьми: в творческой комнате могут заниматься все; нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если ребенок не успевает по другим предметам; не навязывать ребенку своего мнения; оценивать работу ребенка доброжелательно, снисходительно, избегая раздражительности.

Уроки истории Татьяны Ивановны Гончаровой называют «уроками жизни». О том, как и что нужно сделать, чтобы урок стал поиском истины учителя и ученика, лабораторией культуры мышления рассказывает в своей книге «Уроки истории – уроки жизни». Т.И. Гончарова считает, что изучение прошлого, обращение к истории своего народа – это путь познания современности. Ученик, переживая и осмысливая прошлое, его победы и поражения, обязательно сопоставит их с сегодняшним днем. Ее методика поиска истины заставляет ребенка думать, развивает его творческие способности.

В основе методов Т.И. Гончаровой лежат отношения ученика и учителя. Ученик на ее уроке – ее соратник, «человек с большой буквы». Как и учитель, он ищет истину в человеческой истории, в обществе, в отношениях между людьми. Она советует: для успеха важно вовлечь ребенка в самостоятельную творческую работу познания истории своего народа, постоянно придумывая разнообразие форм вовлечения, привлечь к этому процессу родителей.

Новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности учителя русского языка и литературы Евгения Николаевича Ильина. В практике современной педагогики это воплощение идеи воспитывающего обучения, что, конечно, было не новым в истории отечественного образования; новаторством стала оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях.

Е.Н. Ильин решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через образ художественной литературы. Это социальное воспитание средствами искусства, контроль за результатами нравственного и интеллектуального развития личности.

У Е.Н. Ильина применяются приемы «живой этики», перехода «учебного в воспитательное, с некоторой задержкой обратного процесса». Кроме того, проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников.

Широко использует Е.Н. Ильин прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем.

При изучении работ драматургов на уроках Е.Н. Ильина разыгрываются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дискуссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения.

Книга Е.Н. Ильина «Искусство общения» представляет интерес в плане его опыта общения с учениками. В книге Е.Н. Ильин размышляет о том, что, когда современный подросток мало читает, не пишет стихов, не ведет дневник, в нем гибнет духовность. В практике современных методов изучения литературы, когда «разбор» произведений и писателей привел к отвращению подростков к чтению книг, педагог идет по другому пути.

Он делится опытом, как следует разговаривать с учеником, подчеркивает, что важно уметь это делать не только во время урока.

В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Е.Н. Ильин, помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль.

Новизна методики донецкого учителя Виктора Фёдоровича Шаталова в том, что он сумел заинтересовать ребенка в умственном труде, воспитать стремление к знаниям, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

В.Ф. Шаталову удалось предоставить ученику условия работать в полную силу, дать такую интеллектуальную нагрузку, которая обогащала бы его ум и развивала желание познать окружающий мир. Важно, по мнению В.Ф. Шаталова, воспитать стремление познавать, научить самостоятельно овладевать знаниями, которые необходимы цивилизованному человеку.

Для достижения этой цели В.Ф. Шаталов изменил систему преподавания. Он разделил учебные материал на крупные блоки, использовал листы с опорными сигналами, подбирал домашнее задание отдельно каждому ученику в зависимости от уровня его подготовленности и знаний. Разработанные им листы учета знаний контролировались самим ребенком, что давало возможность каждому видеть свои результаты и перспективы учения.

Интересным также является построение В.Ф. Шаталовым урока по принципу разделения учеников на группы, пары при освоении знаний.

Новаторской стала и работа Николая Николаевича Дубинина, который в процессе перевоспитания малолетних правонарушителей выдвинул в качестве главного пути воспитание интереса к занятиям, к учению, что должно помочь подростку стать личностью.

Учитывая, что без индивидуального подхода достичь этого невозможно, был выбран путь воспитания через искусство.

Каждый воспитанник был вовлечен в какой-то из его видов: хор, пение, танцы, живопись. Педагогический коллектив школы организовывал декады искусств, в подготовке которых принимали участие все воспитанники. Ребята занимались исследованиями, построили собственными руками космодром, где запускали ракеты.

В этой школе вместо классов были созданы разновозрастные отряды, объединяющие ребят с IV по VII класс. Организация детского самоуправления давала возможность каждому воспитаннику выбирать для себя сферу творчества в соответствии с его реальными способностями, самому решать, где принимать участие: в труде, искусстве, в спорте или в техническом творчестве. Принятие такого решения способствовало самоутверждению личности.

Педагогическим коллективом был проведен эксперимент по укреплению здоровья воспитанников. Были разработаны систематические оздоровительные меры для каждого возраста и для каждого воспитанника.

Система воспитания и обучения Шалвы Александровича Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых», строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Ш.А. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия.

Нравственная основа детской учебной кооперации в системе Ш.А. Амонашвили – способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путем шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например – обучение чтению – от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п.

У истоков «педагогики сотрудничества» стоял В.А. Сухомлинский. В практике учителей-новаторов их педагогическая техника базируется на плодотворных психологических механизмах; учитель не просто сообщает знания, он думает вместе с учениками, спорит и ведет за собой, готов прислушаться к любой точке зрения.

Контрольные вопросы

1. Докажите, что сильнейшая сторона социальной педагогики В.А. Сухомлинского – нравственное воспитание.

2. Раскройте социально-педагогическое значение утверждения В.А. Сухомлинского о том, что дети должны жить в мире творчества.

3. Что представляла собой программа В.А. Сухомлинского «воспитания красотой»?

4. Какие проблемы социальной педагогики решали в своей практике педагоги-новаторы?

5. Как может использовать социальный педагог в своей работе опыт педагогов-новаторов?

Литература

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – С.258-269, 295-298.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.414-416.

3. История педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Академия, 2002. – С.372-379.

4. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.501-521.

5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С.425-426.

6. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.547-561.

7. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1990. – С.143-310.