logo search
Ответы по психологии

Основные закономерности развития высших психических функций.

Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные им высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. ВПФ имеют социальную природу. При этом под ВПФ подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой: человек действует на природу и видоизменяет ее. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Человек овладел своим поведением с помощью психологических орудий – знаков. Знаками Выгодский называл искусственные средства, с помощью которых человек овладевает своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки-символы являются пусковыми механизмами ВПФ. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены, и весь процесс был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, ВПФ имеют опосредованную структуру, они произвольны и социальны.