logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

Приложения Приложение 1

ПРОГРАММА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специфика курса «Введение в педагогическую деятельность» определена принципиальной новизной образовательной ситуа­ции, в которой разворачивается деятельность педагога обще­образовательного учреждения. Новый характер взаимоотноше­ний учителя и учащихся основан на переходе российского об­разования от логики субъект-объектных отношений (педагоги­ческое воздействие) к логике субъект-субъектных отношений (педагогическое взаимодействие) в образовательном процессе. Он предполагает:

♦ формирование иной системы ценностных ориентации и вос­питательно-образовательных целей;

♦ изменения и в структуре системы образования, и в характе­ре социально-экономических связей, в рамках которых функци­онирует общеобразовательное учреждение;

♦ существенное изменение характера подходов к профессио­нально-педагогической подготовке будущих педагогов, обуслов­ленное требованиями Государственного образовательного стан­дарта высшего педагогического образования второго поколения.

Вместе с тем необходимы переоценка и освоение опыта и традиций подготовки педагогических кадров предшествующих лет.

В современной образовательной ситуации задача формиро­вания у студента системы профессионально-педагогических знаний и умений является необходимым, но недостаточным условием его готовности к практической педагогической деятель­ности. Во всей актуальности встает задача воспитания, обра­зования и развития специалиста как «высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, предприимчивой в условиях рыночных отношений».

Успешность реализации этой задачи в рамках отдельных педагогических дисциплин во многом зависит от того, насколь­ко целесообразно будут отобраны содержание, формы и мето­ды организации учебно-познавательной деятельности студен­тов, от успешности внедрения новых педагогических техноло­гий, позволяющих диагностировать цели и результаты дея­тельности вузовских преподавателей по формированию педагогического профессионализма студентов. Именно с этих позиций разрабатывалась данная программа курса «Введение в педагогическую деятельность». Курс «Введение в педагоги­ческую деятельность» открывает цикл педагогических дисцип­лин, осваиваемых студентами в вузе. По своей сути он являет­ся вводным в системе вузовских педагогических курсов. Оттого, насколько качественно будут решены образовательные, разви­вающие и воспитательные задачи данного этапа обучения, во многом зависит успешность реализации задач профес­сионально-педагогической подготовки в целом.

Спецификой предлагаемой учебной программы является ее ориентированность не только на формирование у студен­тов спектра базовых понятий в ходе аудиторных занятий, но и на организацию активного их включения в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, в результате которой будущие педагоги разработают индиви­дуализированные модели собственного профессионального облика и программы личностного профессионального станов­ления.

Такой подход позволяет конкретно реализовать идею личностно ориентированной педагогической подготовки посредствам разработки системы мер и перспектив продвижения студента к высшему уровню педагогического образования под руковод­ством преподавателя.

Содержательное своеобразие тем аудиторных занятий ха­рактеризуется междисциплинарным характером учебной инфор­мации, предъявляемой студентам в рамках данного курса, что предполагает привлечение значительного массива сведений из психологии, философии, этики, управления и права.

При формировании системы базовых понятий курса и содер­жания тем аудиторных занятий автор исходил из понимания стар­тового уровня осведомленности студентов с педагогической проблематикой и терминологией. Кроме того, необходимо учитывать, что данный курс, имея пропедевтическую направ­ленность, занимает сравнительно небольшой объем в учебном плане вуза, что в значительной мере осложняет задачу препо­давателя данной дисциплины. Один из путей реализации этой сложной задачи автор видит в комплексном подходе к структу­рированию педагогической учебной информации, исключающем бессодержательные, бесструктурные рассуждения и дающем возможность «извлечения из смежных наук о человеке сведе­ний, легко отыскиваемых и включаемых в систему педагогиче­ской информации».

Структурное своеобразие предлагаемой программы состо­ит в том, что в качестве вариативной части, расширяющей со­держание, государственного образовательного стандарта по педагогическому образованию, в нее включены подходы к раз­работке авторских программ профессионально-педагогическо­го становления и развития студентов. Авторская программа представляет собой обобщенную и систематизированную ин­формацию об индивидуальном профессиональном облике сту­дента, его достоинствах и недостатках, уровне готовности к ос­воению педагогической профессии и разработанных на основе этих данных задачах профессионально-педагогического разви­тия и способах их реализации. Алгоритмизированная последо­вательность действий преподавателя и студентов позволяет включать студентов в непрерывное профессиональное самораз­витие, а также актуализировать теоретические знания по курсу. Студентам предлагается выполнить ряд творческих заданий (ретроспективный анализ фактов школьной действительности, самодиагностика ПЗЛК, разработка профессионально-педаго­гической позиции, конструирование индивидуализированных моделей профессионального облика, разработка и мотивиров­ка задач собственного профессионального развития и спосо­бов их достижения и др.). Реализацию данного подхода предпо­лагается осуществлять через организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов. На аудиторных занятиях преподавателю необходимо создать мотивацию для успешного включения студентов в разработку авторских программ, дать четкие инструкции по поводу организации самостоятельной ра­боты на различных этапах, познакомить студентов с рациональ­ными способами организации деятельности. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставлен­ными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.

В программу включены контрольные вопросы для зачета, вопросы и задания для самообразования студентов, список литературы.

Автор считает, что преподаватели, исходя из специфики учеб­ных планов факультетов и других условий организации учебно­го процесса в конкретном вузе, самостоятельно решат вопрос о том, использовать ли результаты деятельности студентов по разработке авторских программ как основной критерий оценки их успешности в усвоении курса или как составляющий в сово­купности с результатами проведения традиционного зачета.

Основные задачи курса

1. Формирование у студентов педвуза комплексного пред­ставления о своей будущей профессии.

2. Приобщение студентов-первокурсников к наиболее акту­альной проблематике современной педагогической науки и прак­тики.

3. Формирование у студентов потребности, умений и началь­ного опыта профессионально-педагогического самовоспитания и самообразования.

4. Формирование у первокурсников навыков вузовской познавательной деятельности.

5. Содействие формированию гуманистической направлен­ности личности и гуманистического характера деятельности бу­дущего учителя.

6. Формирование мотивации непрерывного профессиональ­ного саморазвития и самосовершенствования.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего (час)

Аудиторные занятия (час)

лекции

семинары

1.

Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития

4

4

2.

Личность педагога и его профес­сионально значимые качества

2

0

2

3.

Профессиональная деятельность педагога

6

4

2

4.

Общая и профессиональная куль­тура педагога: сущность, специфи­ка, взаимосвязь

6

4

2

5.

Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога

6

4

2

6.

Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и раз­вития.

Защита авторских программ

4

2

2

Всего:

28

18

10

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематика лекционных занятий