logo search
Ответы по психологии

Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).

Ощущение – это простейший психический процесс; отражение отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств человека.

С помощью ощущений психика чел. отражает основные признаки предметов и явлений (цвет, форму, звук и т.д.) и отражает состояние внутренних органов (мышеч. ощущения, голод, боль).

Классификации: 1) Ч.Шеррингтона.

2) Классификация по модальностям: зрит., слух., тактильные, обонятельные, вкусовые.

3) Классификация Х.Хеда.

Чувствительность и пороги ощущений: чтобы раздражитель вызвал у чел ощущение необходимо, чтобы он имел определённую силу. Та миним. сила = величина раздражителя, кот. способна вызвать ощущения назыв. нижним порогом ощущения. Раздражители меньшей силы, кот. не вызывают ощущений назыв. подпороговыми. Верх. порог ощущений – это максимальная величина раздражителя, сверх кот. это раздражение перестаёт ощущаться. Абсолютная чув-ть – способность ощущать слабые раздражители. Чем выше порог ощущений, тем ниже абсолют. чув-ть. Величина порога ощущений зависит от возраста, характера деятельности, здоровья, характеристик раздражителя.

Разностный порог ощущений – та миним. разница в интенсивности 2-х однородных раздражителей, кот. чел. способен ощутить. Чув-ть к различению – способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Закон Вебера-Фехнера описывает зависимость силы ощущений от силы раздражителя: интенсивность ощущений измен-ся в арифметич. прогрессии, тогда как интенсивность соответ. раздражителей измен-ся в геометрич. прогрессии.

Адаптация – повышение или понижение чув-ти, в результате непрерыв-го и длит-го воздействия раздражителей: позитивная – повыш. чув-ти (в темноте); негативная – сниж. чув-ти (серьги в ушах).

Сенсибилизация – повыш. чув-ти в результате взаимодействия анализаторов или упражнений (зрит. чув-ть может повыш-ся при слабых звуковых раздражителей, и наобоот)

Синестезия – возник-е ощущения характерного для одного анализатора под влиянием раздражения другого (при звук. раздражениях у чел. могут возникать зрит. образы).

Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании чел. предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия: 1) предметность – отнесённость перцептивного образа к определённым предметам внешнего мира; 2) целостность – позволяет получить целостный образ предмета во всём многообразии его свойств; 3) постоянство – воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.; 4) осмысленность – осознание того, что воспринимается; 5) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с др., из-за ограничения объёма восприятия.

Классификации: 1) в зависимости от особен-ей воспринимаемого объекта:

2) по модальности: зрит., слух., осязательные, обонятельные, вкусовые.

3) по форме существования материи:

Предмет и фон восприятия: предмет (фигура) – то, на чём сосредоточено в данный момент восприятие; фон – образуют все другие предметы, «задний план». Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия (предметностью). Легче выделяются отдельные предметы и хорошо знакомые из прошлого. Чем больше предмет и фон отличаются, тем легче выделить предмет.

Иллюзии восприятия – неправильное или искажённое восприятие величины, формы и удалённости реального предмета (при галлюц.- отсутствие какого-либо предмета).

Восприятие и обучение. Восприятие не является врожденной характеристикой. Новорожденный не в состоянии воспринимать окру­жающий его мир в виде целостной предметной картины. Признаки предметного восприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он опери­рует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, толь­ко начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Важным условием развития восприятия является труд (общественно полезный труд, разнообразная познавательная предметная деятельность). Не менее важно для ребенка участие в игре.