Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
Психическое развитие детей происходит не равномерно, в нем наблюдаются периоды относительно медленных, постепенных изменений в периоды более резких, скачкообразных изменений, которые называют кризисами развития. Кризисы связаны с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психических черт. Они возникает у всех детей приблизительно в одном и том же возрасте, и позволяют делить развитие на несколько возрастных этапов. Переходу ребенка с одного этапа на другой предшествует появление неудовлетворенности ребенка и стремление изменить, место, которое он занимает. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка (знания, умения, психические качества) вступают в противоречие со старыми видами деятельности и взаимоотношениями с окружающими людьми, это противоречие и выражается в виде кризиса: старое уже не устраивает, а новое еще не сложилось.
Представление о возрастном кризисе возникает в исследованиях Блонского, затем развивается в работах Выготского. Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза. Выготский. Его возрастная периодизация: • Новорожденный (0-2 мес.) - комплекс оживления • Младенчество (2мес. - 1 год) • Ранний возраст (I год – З года) • Дошкольный возраст (З года – 6 лет) • Младший школьный возраст (6 -10 лет) • Подростковый возраст (11-15лет) • Ранняя юность (15-18лет) На каждом этапе существует периоды кризиса. Л. С. Выготский, одним из первых в отечественной психологии разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделял кризисы новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет. Кризис новорождения связан с изменением социальной и биологической среды обитания, кризис одного года - с освоением ребенком прямохождения, трех лет - с овладением речью, семи лет - с изменением социальной ситуации развития (поступление в школу) и тринадцати лет - кризис подросткового возраста. Кризис подросткового возраста является одним из самых сложных" переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике" так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими, взрослыми и сверстниками.
По А.Н. Леонтьеву кризис - свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления - источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Леонтьев: (кризисы 3 лет,7 лет, подростковый возраст, юношеский) Кризис - свойство не совершившегося своевременно перелома. Его может не быть. если психическое развитие складывается не стихийно, а является управляемым процессом. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис - норма онтогенеза, условие кризиса -расхождение между операционально- потребностной сторонами деятельности ребенка.
Эльконин: периоды: Раннее детство, Детство, Отрочество Стадии детского развития: Младенчество, Ранний возраст, Дошкольный, Мл. школьный, Подростковый, Ранняя юность. Кризисы: ,Новорожденности, Кризис 1 года, 3 лет, 7лет, 11-12 лет, 15 лет. Закон периодичности в развитии по новому объясняет содержание кризисов. Так 3 года и 11 лет -кризисы отношений в результате чего возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. 1. Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным я внеутробным образом жизни. Ребенок беспомощен, нет формы поведения. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Новообразование - комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками; первый акт общения является психологическим критерием конца кризиса новорожденности. На стадии младенчества ведущий тип деятельности- эмоциональное обшение ребенка с матерью. Предмет - другой человек, деятельность - суть обшения (Эльконин) 2. Кризис 1 года. К 9 месяцам ребенок становится начинает ходить. Расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово, речь носит характер указательных действий. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого, что приводит к появлению феномена «я сам». 3. кризис 3-х лет. Этот кризис впервые описан Эльзой Капер в работе «О личности трехлетнего ребенка».Симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм. Выгодский: «ребенок пытается установить новые, высокие нормы отношения с окружающими - кризис социальных отношений». Отделение ребенка от взрослого приводит к самостоятельной деятельности, в то же время похожий на деятельность взрослого, так как взрослый - образец. 4. Кризис 7 лет. Идет осознание возможностей своих действий. На основе возникновения личного самосознания возникает кризис. Симптомы: потеря непосредственности: что-то скрывает; симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Это приводит к трудности воспитания. В основе симптомов лежат переживания. Ребенок должен вступить в новые отношения с обществом (переход из сада в школу). Новообразование: 1) произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация; 2) осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Они свидетельствуют о переходе ребенка к следующему периоду. 5. Подростковый кризис. Шпрангер: характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости (открытие Я, рефлексия, осознание индивидуальности). Сексуальность - психическое и физическое переживание страха неизвестности. Испытывая препятствия со стороны общества, подросток социализируется. Только профессиональная работа способствует преодолению кризиса адаптации, это ведет к переходу ко взрослому состоянию. 6. Юность. Самоопределение - понимание своего места. Кризисы : авторитетов, половое развитие, идентичность, отчуждение, нарушение оценки своего тела, суицидальный кризис.
8 стадий жизненного пути личности по Э. Эриксону:
Старость интеграция разочарование в жизни
Зрелость Творчество застои
Молодость интимность изоляция
Подростковый возраст (латентная ст.) идентичность диффузия идентичности
Школьный возраст (латентная ст.) достижение неполноценность
Возраст игры (фаллическая ст.) инициативность чувство вины
Ранний возраст (анальная ст) автономия сомнение, стыд
Младенчество (моральная ст.) доверие недоверие
- Понятие эго-идентичности (э. Эриксон).
- Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции мышления.
- Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.
- Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.
- Основные закономерности развития высших психических функций.
- Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникновения.
- Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
- Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
- Школа как педагогическая система и объект научного управления.
- Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.
- Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования.
- Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты образования.
- Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.
- Социально-педагогическая виктимология.
- Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.
- Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе.
- Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.
- Методология, методы и логика педагогического исследования. Современная российская педагогическая наука о методологии
- Закономерности и принципы обучения.
- Система методов обучения в школе.
- Факторы социализации личности ребенка.
- Характеристика методов психолого-педагогической диагностики.
- Психолого-педагогическая антропология.
- Психологическая структура личности педагога.
- Психологическая характеристика педагогической деятельности.
- Характеристика методов психолого-педагогических исследований.
- Антропологический подход в педагогике и психологии.
- Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития.
- Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.
- Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.
- Цели и основные понятия психодиагностики.
- Методы психодиагностического исследования.
- Психологическая характеристика малых групп. Этого мало (от Цыба).
- Проективные методы исследования. Общая характеристика.
- Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.
- Понятие сенситивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
- 0Бщая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.
- Типы детско-родительских отношений.
- Родительско-детские отношения. С. Броди выделила 4 типа материнского отношения к ребенку:
- Д. Боумрин выделил 4 параметра родительского поведения. Их исследователь счел более важными
- В.И.Гарбузов. Типология неправильного воспитания
- Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.
- Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
- Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.
- Деструктивные процессы и явления в современной социокультурной ситуации, дисоциальное воспитание.
- Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Социальное воспитание в современной России.
- Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
- Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошкольного) возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
- Психолого-педагогическая характеристика зрелости.
- Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста.
- Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования.
- II. Работа психолога с родителями
- III. Сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями
- I V . Работа психолога в административной команде
- V. Работа психолога с педагогами и педагогическим коллективом
- VI. Работа с органами школьного соуправления
- V II. Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы
- Психолого-педагогические задачи коррекции девиантного поведения.
- Психологическая поддержка образовательного процесса.
- Проблема психологического здоровья личности.
- Социально-психологическая структура коллектива.
- Психолого-педагогическая проблема коммуникации.
- Основные психотерапевтические подходы и технологии. Основные направления психотерапии
- Психодинамический подход
- Разновидности психоанализа
- Поведенческий подход
- Когнитивная терапия
- Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.
- Теоретические основы психотерапии.
- Медицинская и психологическая модели психотерапии.
- Техника и средства психотерапевтического процесса.
- Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
- 1) Метод конкретных ситуаций.
- 2) Метод инцидента.
- Психологический тренинг его цели, задача, виды.
- Роль психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения.
- Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Методология диагностики: понятие методики, понятие теста.
- Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.
- Предмет психологии и основные этапы его становления.
- Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
- Классический психоанализ.
- Условия и предпосылки психического развития.
- Американская гуманистическая психология (к. Роджерс и др.).
- Психологические взгляды с.Л. Рубинштейна.
- Общая характеристика теории ж. Пиаже.
- Человек как социальная единица и уникальная личность.
- Общая характеристика теории деятельности а.Н. Леонтьева.
- Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (а.В. Запорожец, а.А. Венгер).
- Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.
- Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной психологии(л.С.Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Е. Эльконин, э. Эриксон).
- Теория отношений в.Н. Мясищева.
- Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.
- Дидактика а. Дистервега.
- Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
- Педагогические идеи ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи л.Н. Толстого.
- Педагогические взгляды я.А. Коменского.
- Педагогическая теория и.Г. Песталоцци.
- Создание частных методик начального обучения.
- Значение педагогической теории песталоци
- Педагогическое наследие п.П. Блонского.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.
- Научная доктрина и модернизация образования.
- Педагогическое наследие ст. Шацкого.
- Основные теории развития в педагогике и психологии.
- Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).
- Педагогические и психологические взгляды и. Гербарта.
- 2. Роль наставника в управлении учениками
- 3. Роль наставника в обучении воспитанников
- 4. Роль наставника в воспитании учеников
- 0Бщая характеристика психолого-педагогических взглядов п.Ф. Каптерева.
- Гуманистические концепции воспитания.