logo search
Ответы по психологии

Закономерности и принципы обучения.

Дидактика от греч. «теория обучения» : «учить», «объяснять», «доказывать». Впервые дидактику разработал Я. О. Коменский в произведении «Великая дидактика» (17 в .), которая давала обществу универсальное средство обучать всех всему. В ней он рассмотрел важнейшие вопросы обучения: разработал содержание обучения, разработал принципы (наглядности, научности, последовательности).

Закономерности дидактики

На процесс обучения оказывают влияние и определяют его характер внешние факторы (общество, семья, культура, религия) и внутренние факторы (личность ученика и учителя, цели, характер учебного материала).

К закономерностям относятся:

1. зависимость обучения, его цели и содержание от гос. Заказа общества;

2. социально формирующий и воспитывающий характер обучения. Сократ обосновал необходимость нравственного характера знаний (Только те знания полезны, которые приводят к благу). Принцип воспитывающего обучения ввёл Гербарт. Принцип обучающего воспитания реализовал в своей практике Ильин, который перенёс акцент с обучения на воспитание.

3. Зависимость эффективности обучения от активности учащегося и от целенаправленного формирования со стороны учителя положительного отношения к учению.

Методологические принципы дидактики.

Учитель реализует не только практическую деятельность, чтобы практика обучения была им осмыслена, научно – обоснована, но ему необходимы методологические ЗУН и методологический поиск.

Методология – система научных знаний о методах исследования в науке необходимых для накопления интерпретации фактов.

Существуют следующие подходы педагогики, которые выступают методологическими принципами современного процесса обучения.

  1. Системный подход: он позволяет выявить общи системные свойства и качественные характеристики составляющих эту систему;

Согласно этому подходу педагогическая система рассматривается как совокупность целей образования, субъектов педагогического процесса, методов и форм педагогического процесса.

  1. Деятельностный подход

Воспитание, обучение важно в активной деятельности, которая характеризуется целеполаганием.

  1. Личностно – ориентированный подход. Личность выступает как цель. Обучение и воспитание здесь неразрывно и деление задач на обучающую, развивающую и воспитывающую искусственно. Оно необходимо, чтобы учитель ясно представлял специфику каждой из решаемых задач.

  2. Синергетический подход: личность – это саморазвивающаяся система.