logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.2.4. Типология современных педагогических профессий

В рамках педагогической профессии наблюдается тен­денция к внутрипрофессиональной дифференциации, свя­занная с развитием все более совершенных и эффектив­ных обособленных видов педагогической деятельности, востребованных личностью и обществом. Это приводит к появлению новых педагогических специальностей. Педа­гогическая специальность — вид деятельности в рамках дан­ной профессиональной группы, характеризующийся со­вокупностью знаний, умений, и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педа­гогических задач в соответствии с присваиваемой квали­фикацией.

Педагогическая квалификация, в свою очередь, — это уровень и вид профессионально-педагогической подготов­ленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач (см. Приложение 2). В рамках педагогической специальности выделяют, кро­ме того, педагогические специализации, которые связаны с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».

Основанием дифференциации педагогических специ­альностей является специфика объекта и целей деятель­ности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъект-субъектные («че­ловек - человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные пред­метные области знаний, науки, культуры, искусства, ко­торые выступают в качестве средства взаимодействия, (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальнос­ти — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возрасты, юность, зрелость, старость).

Следующим основанием для дифференциации специ­альностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и со­циальными факторами (нарушения слуха, зрения, умствен­ная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Разнообразие педагогических специальностей и дол­жностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных пе­дагогических профессий. Рассмотрим эту типологию.

1. Дошкольные образовательные учреждения

Педагогическая специальность «Педагогика и методи­ка дошкольного образования» (код: 031100), квалифика­ция — организатор-методист дошкольного образования.

В России функционирует около 54 тыс. дошкольных об­разовательных учреждений (ДОУ), в которых воспитыва­ется более 4 млн. детей. В настоящий период сохраняется актуальность приобретения таких профессий, как: орга­низатор-методист дошкольного образования, педагог-де-фектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Эта актуальность обусловлена важностью обеспечения педагогической поддержки раз­вития ребенка на раннем этапе его жизненного пути. Отрадно, что это понимается и на уровне общественного сознания, и на государственном уровне. Минобразованием России (ныне Министерство образования и науки Рос­сийской Федерации) проведена структурная перестройка сети ДОУ. Контингент педагогов составляет около 292 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. учителей-дефектологов, примерно столько же учителей-логопедов и педаго­гов-психологов.

2. Учреждения общего среднего образования

Учитель общеобразовательного учреждения. В России насчитывается около 70 тыс. общеобразова­тельных учреждений, в которых обучается более 20 млн. учащихся. В общеобразовательных школах работает около 1,77 млн. учителей. Как свидетельствует статистика, учи­тельская профессия, несмотря на некоторое сокращение педагогического контингента, остается самой массовой среди педагогических профессий. Она насчитывает 21 спе­циальность (см. Приложение 3).

3. Учреждения дополнительного образования детей

Педагог дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей объе­диняет в единый процесс воспитание, обучение и раз­витие личности ребенка. В настоящее время сеть учреж­дений дополнительного образования детей Министер­ства образования и науки Российской Федерации вклю­чает в себя около 9 тыс. учреждений муниципального и регионального уровня десяти разновидностей (центр, дво­рец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь).

4. Учреждения начального и среднего профессионального образования

Мастер производственного обучения, преподаватели дисцип­лин учреждений начального профессионального образования.

В системе начального профессионального образования функционирует около 4 тыс. учреждений, в которых обу­чается 1,65 млн. человек, а преподавательский контингент составляет более 153 тыс. человек.

За последние годы сформировалась сеть учреждений нового типа — профессиональных лицеев, готовящих ра­бочие кадры высшей квалификации. В соответствии с по­требностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий, разработаны государственные обра­зовательные стандарты, базисные учебные планы.

В настоящее время среднее профессиональное образова­ние имеют 22% населения России, а в экономике и соци­альной сфере страны работает 21,6 млн. таких специалис­тов, что составляет 34% от общей численности занятых.

Система среднего профессионального образования вклкь чает в себя более 2,7 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обуча­ется 2,5 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специ­альных учебных заведений становятся около 11% выпуск­ников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. Преподавательский корпус составляет более 134 тыс. человек.

5. Учреждения высшего профессионального образования

Преподаватели учреждений высшего профессионального образования.

В настоящее время на территории Российской Федера­ции действует более 1 тыс. гражданских высших учебных за­ведений, в том числе: 654 государственных высших учебных заведения федерального ведения, 35 государственных выс­ших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударствен­ных вузов. Общее число студентов - около 5,2 млн. человек, профессорско-преподавательский состав — 653 тыс. человек. 6. Учреждения специального (коррекционного) образования Учителя учреждений специального (коррекционного) об­разования: учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учи-тель-олигофренопедагог, учитель-логопед.

Среди обучающихся в системе специального образова­ния 56,2 тыс. детей-инвалидов и 40,5 тыс. детей-сирот. В последние годы в целях расширения доступности образо­вания для детей с ограниченными возможностями в си­стеме специального (коррекционного) образования про­изошли позитивные изменения: в практической сфере си­стемы общего образования заметно увеличилось количе­ство разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями; реализуется програм­ма создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи; открываются образовательные учреждения но­вого вида для детей с ранним аутизмом; увеличивается количество специальных образовательных учреждений для получения профессионального образования лицами с ог­раниченными возможностями здоровья; развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи.

7. Другие педагоги — специалисты образовательных уч­реждений

К данной категории относятся представители педагоги­ческой профессии, которые осуществляют педагогическую деятельность в соответствии со спецификой своей специ­альности и квалификации в различных образовательных учреждениях. Это социальный педагог, педагог-психолог, пе­дагог-организатор, старший вожатый и др.

Специфика их профессионально-педагогических обя­занностей, требуемый уровень знаний и квалификации отражены в тарифно-квалификационных характеристиках.

В целях упрощения работы с данным пособием в даль­нейшем мы будем использовать обобщенное понятие «пе­дагог» для обозначения всех перечисленных выше педа­гогических специальностей и должностей.